Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПЕТЕРБУРГ-МОСКВА

Первым заведующим движением поездов на участке Петербург-Чудово был инженер путей сообщения Н. И. Миклуха (отец известного путешественника Н. Н. Миклухи-Маклая). В 1849 г. он возглавил Вышневолоцко-Тверской участок. Здесь по его инициативе впервые в мировой практике устроили живую изгородь из елей для защиты пути от снежных заносов. Деревья высадили по 4 тыс. на 1 км на протяжении свыше 52 км. Позднее стали применять деревянные щиты. Сочетание живой изгороди и щитов обеспечивало нормальную эксплуатацию дороги в зимнее время. Первые опытные данные по эксплуатации отдельных участков позволили определить структуру, штат и обязанности различных подразделений. В 1851 г. были разработаны и введены в действие "Положение о составе управления Петербурго-Московской железной дороги" и "Положение о движении поездов...". Эти и другие документы позволяют судить об организации управления и особенностях первоначальной эксплуатации дороги. По службе пути вся линия вначале делилась на 8 отделений и 34 дистанции, но в 1854 г. число отделений уменьшили до 5, дистанций - до 24. Первым начальником магистрали назначили инженера путей сообщения А.Н. Романова , до этого работавшего на Царскосельской линии. В 1852-1855 гг. во главе дороги находился бывший начальник Южной строительной дирекции Н.О. Крафт . При нем и завершилось окончательное формирование системы управления дорогой и организации движения поездов.

В 1855 г., после кончины монарха, Петербурго-Московскую дорогу переименовали в Николаевскую . В первое время ее эксплуатации отправлялось весьма небольшое число поездов. В сутки обращалось в каждом направлении по два пассажирских и четыре товарных поезда. Каждый пассажирский поезд состоял из паровоза с тендером, одного багажного, одного почтового и пяти пассажирских вагонов. Эти поезда ходили со скоростью 40 км/ч, совершая весь рейс, с учетом остановок на станциях, за 18 часов. Товарные поезда состояли из 15 вагонов, имели скорость 16 км/ч и находились в пути 48 часов 65_1 .

1 сентября 1853 г. из Петербурга в Москву отправился первый скоростной поезд . Он находился в пути всего 12 часов, затратив 10 часов 40 минут на езду и 1 час 20 минут на остановки 65_2 . Его средняя скорость составила 60,4 км/ч. Это был один из мировых рекордов скорости движения пассажирских поездов на магистральных линиях. В 1854 г. инженер путей сообщения Л. А. Сергеев составил первый график движения поездов, который положил начало регулированию эксплуатационной работы и использованию перевозочных средств. Объем грузовых перевозок на дороге в 1852 г. достиг 164 тыс. т, пассажиров перевезено 719 тыс. Но уже в 1856 г. эти показатели возросли почти в два раза и составили соответственно 319 тыс. т и 1600 тыс. пассажиров 65_3 . В дальнейшем объем перевозок непрерывно увеличивался, для их освоения принимались меры к усилению пропускной и провозной способности. Выше указывалось, что для устойчивости рельсовой решетки под шпалами укладывались продольные лежни. Однако в первые годы эксплуатации выявились угоны рельсов и выходы стыков из центра подушек. В связи с этим с 1857 г. продольные лежни постепенно стали вынимать и под каждое рельсовое звено укладывать не 6 шпал, а 8 (1480 шпал на 1 км). В 1860 г. проф. Н. И. Липин на основе опыта эксплуатации Петербурго-Московской дороги разработал габариты подвижного состава и приближения строений, которые в том же году приняли как единые государственные и обязательные для всех строящихся железных дорог в России. Генератором многих технических идей, автором проекта и руководителем строительства дороги являлся П. П. Мельников . Он "блестящим образом прошел курс наук, был одним из самых образованных людей с ясным и быстрым умом, был блестящим профессором, ученым человеком, первый положил начало устройству железных дорог, обучил для этого множество людей" 67_1 . Разработанные им принципы ведения изысканий, проектирования и организации строительства железных дорог в последующие годы широко использовались и были признаны наиболее эффективными. В 1874 г. исполнилось 50 лет его инженерной и научной деятельности. Ученый совет Института инженеров путей сообщения в поздравительном адресе отмечал: "Николаевская железная дорога с ее величественными сооружениями представляет вдвойне замечательный памятник практической деятельности Вашей, как самый важный путь сообщения в России и как школа образовавшихся под руководством Вашим строителей" 67_2 . Трудолюбие и настойчивость в достижении поставленных целей, забота о коллегах, рабочих и студентах являлись его внутренней потребностью. В Любани на личные средства П. П. Мельникова были построены школа-интернат для детей железнодорожников и дом-приют для престарелых. На содержание этих учреждений он завещал свое состояние. В основном на его сбережения и по собственноручным проектным наметкам, с участием архитектора К. И. Тона, в 1867 г. на ст. Любань в качестве памятника строителям магистрали Петербург-Москва был сооружен каменный храм апостолов Петра и Павла .

В церкви установили мраморную доску с именами выдающихся строителей железной дороги. Под сводами храма погребен П. П. Мельников. За выдающуюся научную и инженерную деятельность П. П. Мельников по рекомендации академиков М. В. Остроградского, Б. С. Якоби и других в 1858 г. был избран почетным членом Петербургской Академии наук. В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики разрушили церковь, но сохранились фундамент и ее каменный остов. К настоящему времени по инициативе жителей Любани, Управления Октябрьской дороги и Петербургского государственного университета путей сообщения, при поддержке МПС церковь восстановлена. Стараниями сотрудников Центрального музея дороги заново высечена мемориальная доска с именами 72 инженеров путей сообщения - руководителей строительства. В 1955 г. в связи со 150- летием со дня рождения П. П. Мельникова Управление Октябрьской дороги и Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта установили на ст. Любань памятный бюст. На его постаменте высечено:

" Мельников Павел Петрович, 1804-1880 . Автор проекта и строитель Петербурго- Московской (Октябрьской) железной дороги и основоположник железнодорожной науки". На это место был перенесен и захоронен прах этого благородного человека, ученого и патриота.

Ссылки:

  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ ПЕТЕРБУРГ-МОСКВА (1843-1851)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»