Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ИСТОКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 В 1663 г. в память о преодолении Смутного времени на территории Московского Кремля, в Чудовом монастыре , открылась одна из первых практических школ - училище, на мемориальной доске которого современники высекли слова: -Когда общее дело Государства было спасено, русский человек не остановился; он чувствовал, что ему предстоит излечить язвы, нанесенные в этой неустанной борьбе со злом... и вот Россия громко вопиет против нравственных недостатков, требуя их исцеления. Средство было найдено - это просвещение 120_1 .

Государственная система просвещения и профессиональной подготовки молодых людей получила существенное развитие в годы царствования Петра I. В 1712 г. в Москве учредили инженерную школу для профессионального образования дворянских детей. В 1715-1719 гг. в С.-Петербурге организовали Морское училище и Инженерное училище . Последнее в 1723 г. объединилось с Московской инженерной школой . К концу царствования Петра в России были 2 духовные академии, 110 народных и гарнизонных училищ, 29 духовных училищ. В 1724 г. создана Академия наук и при ней учрежден Академический университет. В истории Российского государства XVIII век стал называться веком просвещения . Мировое научное признание получила научно-педагогическая и литературно-просветительская деятельность академика М. В. Ломоносова. Благодаря его усилиям в 1755 г. учреждены Московский университет и народная гимназия при нем. По мере развития на Урале металлургической промышленности создавались горнозаводские школы для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В связи с сооружением водных путей сообщения на Северо-Западе были организованы гидротехнические школы в Боровичах и Вышнем Волочке, а при экспедиции Ладожского канала - школа для подготовки специалистов по строительству и эксплуатации водных путей и сооружений. В 1802 г. был открыт университет в Дерпте , в 1804 г.- университет в Казани и в 1805 г.- университет в Харькове . В трудное и тревожное время, когда назревали грозные события Отечественной войны 1812 г , царским манифестом от 20 ноября (2 декабря) 1809 г. в Петербурге был учрежден Институт Корпуса инженеров путей сообщения . Для его размещения за 350 тыс. руб. приобрели дворец князя Юсупова с садом общей площадью 20 тыс. квадратных саженей, построенный по проекту архитектора Д. Кваренги на берегу Фонтанки. Необходимость создания института диктовалась самой жизнью. Россия с ее пространственной необъятностью остро нуждалась в разветвленной сети сухопутных и водных путей сообщения. Для их устройства и эксплуатации требовались хорошо подготовленные инженеры, способные успешно решать сложные технические и организационные задачи. Практическая деятельность Института Корпуса инженеров путей сообщения предопределила его ведущее положение в становлении и развитии транспортной науки и системы русского инженерного образования.

Организатором и первым директором института Корпуса инженеров путей сообщения был Августин Августинович Бетанкур , известный ученый и инженер в области механики и строительства, приглашенный в 1808 г. на русскую службу из Испании 121_1

В первые годы институт был открытым учебным заведением с четырехлетним сроком обучения. К вступительным экзаменам допускались дети дворян и военнослужащих в возрасте 15-22 лет, окончившие гимназии, юнкерские и другие школы. Первоначально лекции читались на французском языке. В 1823 г. институт преобразовали в закрытое учебное заведение военного типа. Высокий уровень организации учебного процесса изначально предопределялся нацеленностью на фундаментальное изучение общенаучных и инженерных дисциплин, высокой требовательностью к подбору профессорско- преподавательского состава. В институт приглашались ученые, известные не только в России, но и за рубежом 121_2 . Помимо руководства институтом А. А. Бетанкур принимал деятельное участие в создании и реализации ряда крупных проектов ( водного пути в Петербург , Исаакиевского собора , фабрики для изготовления государственных бумаг и печатания денежных знаков ( Гознак ), шестипролетного арочного деревянного моста через Малую Невку , Манежа в Москве с уникальным по величине пролета перекрытием). В 1819-1822 гг. А А. Бетанкур - главноуправляющий ведомством путей сообщения . В марте 1810 г. был принят профессором чистой и прикладной математики академик В. И. Висковатов - крупный ученый в области математического анализа и вариационного исчисления, в 1813 г. приглашен академик С. Е. Гурьев , автор оригинальных разработок по теории равновесия сводов и глубоких теоретических исследований деформаций упругих тел. В последующие годы здесь работали академики М. В. Остроградский , В. Я. Буняковский , Г. И. Гесс , французские инженеры Б. Клапейрон и Г. Ламе избранные позже членами-корреспондентами Петербургской Академии наук, проф. П. П. Базен и др. Об отношении в институте к изучению фундаментальных наук можно судить по высказыванию М. В. Остроградского, который считал, что "преподавание высшей математики и теоретической механики должно производиться таким образом, чтобы дальнейшее развитие, относящееся к практической механике и к инженерному искусству, не представляло бы никакого затруднения" 122_1 . В 1811 г. профессором архитектуры и рисования стал архитектор Ж. Тома де Томон , член Петербургской Академии художеств, автор проекта Петербургской биржи и ряда других гражданских сооружений. По его разработкам в 1823 г. проф. А. Д. Готман (в последующем директор Института Корпуса инженеров путей сообщения) построил новое здание для вуза на Обуховском проспекте (ныне Московский пр., 9). Курс начертательной геометрии с 1818 г. читал питомец института проф. Я. А. Севастьянов . Он издал на русском языке первый в стране учебник по этой дисциплине с учетом особенностей устройства путей сообщения. Характерным в организации учебного процесса являлась методическая последовательность изучения предметов, органическая связь теоретического обучения с научными достижениями и практикой в лабораториях, а также на объектах путей сообщения.

Возникновение железных дорог с паровой тягой способствовало развитию прикладных наук, базировавшихся на физико-математической основе. Опубликованная в 1835 г. книга П. П. Мельникова "О железных дорогах" послужила началу подготовки специалистов по железнодорожному транспорту. Научная и инженерная деятельность профессоров М. С. Волкова , Н. И. Липина , Н. О. Крафта , С. В. Кербедза , Д. И. Журавского и др., а также разработка и чтение ими специальных курсов имели неоценимое значение для организации обучения. Своими трудами они "оказали великую услугу не только Институту и Корпусу инженеров путей сообщения, но и всем тем, кто занимается строительной частью в России" 123_1 .

Большое значение как для инженерно-строительного дела, так и для научно- учебных целей имела организация в институте механической лаборатории, построенной по проекту и под руководством проф. П. И. Собко. Открытая 28 января 1854 г., она явилась первой лабораторией подобного рода в России. В ней проводились испытания строительных материалов не только для учебных целей, но и по заказам транспортно-промышленных предприятий. Она получила широкую известность в нашей стране и за рубежом, особенно в период заведования ею видным ученым и специалистом в области мостостроения проф. Н. А. Белелюбским . Позднее появились другие лаборатории, в том числе химическая и физическая, где наряду с обучением студентов проводились актуальные научные исследования.

Химической лабораторией заведовал великий русский ученый Д. И. Менделеев. За первые 10 лет институт выпустил 97 инженеров, что было явно недостаточно. Ведомство путей сообщения нуждалось также в специалистах среднего уровня - мастерах и техниках. Для их подготовки в 1820 г. была создана Военно-строительная школа путей сообщения с трехлетним сроком обучения, где занималось около 100 человек. Выпускники получали звание прапорщика (техника) и направлялись на работу в строительный отряд путей сообщения, а особо отличившиеся принимались в институт на старшие курсы.

Периодически организовывались встречи выпускников и профессорско-преподавательского состава. В 1892 г. на ежегодном празднике в честь дня основания института собравшиеся приняли решение помочь студентам в улучшении бытовых условий. На личные пожертвования и инициативные взносы ряда железных дорог и заводов, составившие 466 тыс. руб., за короткое время были построены первое в институте крупное студенческое общежитие и столовая. В вузе активно работали студенческие организации, например старостат, студенческая библиотека с чайной, касса взаимопомощи, инженерные, гуманитарные, спортивные и музыкальные кружки, симфонический оркестр, хор. Все это способствовало формированию духовного облика интеллигента, инженера путей сообщения. Нарастание демократических преобразований и революционные события 1905 г. оказали влияние и на жизнь вуза. Происходили студенческие митинги, собрания, неоднократно на длительное время прерывались занятия, выдвигались требования о расширении демократических прав. В последующие годы институт, его ученые, используя богатое историческое наследие, продолжали поиск новых форм и путей совершенствования учебного процесса, подготовки специалистов.

Ссылки:

  • ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ НАУКИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»