Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Скидельский Леонтий Семенович

Свою карьеру он начинал служащим у железнодорожного подрядчика; затем стал заниматься подрядами сам - для российского военного ведомства в Приморье. Сюда, на Дальний Восток, его пригласил в начале 90-х годов Х1Х в. строитель Уссурийской железной дороги инженер А.Н. Урсати , инициатор привлечения в Приморье многих толковых и активных деловых людей. Человек громадной энергии и коммерческой инициативы, Л.С.Скидельский в 1903г. получает на Восточной линии КВЖД (Харбин-Пограничная) четыре крупных лесных концессий, общей площадью 497 000 десятин, и распространяет свою деятельность также и на Маньчжурию. С этой поры лесное дело становится одним из главных направлений его кипучей деятельности. Важной инициативой предпринимателя явился сбыт леса из Приморья на английский рынок, что из-за конкуренции с европейским лесом было делом чрезвычайно трудным. Тем не менее он преуспел, и до 1925 г. Ливерпульский лесной рынок пользовался стандартом "Л.С.Скидельский".

На станции Океанская Уссурийской железной дороги этот пионер русской промышленности на Дальнем Востоке построил первый крупный фанерный завод . Бытовала шутка, что средства, полученные за рекламу этого предприятия, открывали единственную возможность существования для многих печатных изданий Дальнего Востока. "Реклама фанеры Скидельского во всех литературных журналах Харбина и Шанхая - как ветка Палестины. Открывается в Шанхае или Харбине беллетристический альманах или сатирический листок - во всю объявленную страницу вырастает неувядаемая фанера Бр.Скидельских. Выпускается публицистический сборник - снова фанера Скидельских. Задумывается ли фантастическая газета или ежемесячник - первым делом бегут за фанерой. Без фанеры Скидельского не просуществовали бы и дня многие скоропортящиеся дальневосточные издания!" - так писала "Заря". В Никольске-Уссурийском и других пунктах Приморья Скидельский имел большое число предприятий: лесопильные, маслобойные, олифо-варенный заводы (Скидельский положил начало маслобойной промышленности Приморья), мельницы; принадлежавшие ему каменноугольные копи по реке Липовцы и в Сучане снабжали углем всю Восточную линию КВЖД. На лесных концессиях Скидельского в Маньчжурии была создана сеть вывозных рельсовых путей протяженностью в 240 верст и три лесопильных завода с распиловкой до 60 тыс. бревен ежегодно. Леонтий Семенович стал поставщиком более 80% дров, необходимых КВЖД. В 1912 г. Скидельский взял в аренду принадлежавшие дороге Чжалайнорские угольные копи, доведя их производительность до 6-10 млн. пудов угля в год. Фирма состояла пайщиком заводов "Портланд-цемент" в Приморье. Главным заведующим счетоводством всех предприятий Скидельского, доверенным лицом фирмы был И.С.Казанин - отец известного русского китаеведа и вообще изумительного, замечательного человека, моего первого консультанта по теме эмиграции - Марка Исааковича Казанина . Подобная широкая деятельность основателя фирмы по развитию Дальневосточной окраины России получила в свое время высокую оценку Российского правительства: по Высочайшему указу Л.С.Скидельскому было пожаловано звание почетного потомственного гражданина Российской империи. За период войны фирма выполнила различных поставок для военного ведомства на сумму около 50 млн. зол. руб. Скончался Л.С.Скидельский 1 октября 1916 г. в Одессе. Каждая годовщина его смерти долгое время отмечалась харбинской общественностью.

Леонтий Семенович был родоначальником большой семьи: у него были четыре сына - Яков , Моисей , Соломон и Семен , семь внуков и внучек и большое число правнуков, из которых один - Роберт Борисович Скидельский (сын Бориса Яковлевича) стал лордом Великобритании. Сын Леонтия Семеновича - Соломон Леонтьевич Скидельский - с помощью горных инженеров Николая Ивановича Брусиенко , А. И. Лаврушина и других осуществил обследование другого богатейшего угольного бассейна Северной Маньчжурии - Мулинского каменноугольного месторождения (коксующиеся угли) , организовав здесь МУТ (Мулинское углепромышленное товарищество) с участием государственного капитала Маньчжу-диго и добычей к началу 40-х годов нескольких сотен тысяч тонн угля в год. Важную роль в освоении месторождения сыграл выпускник С.-Петербургского Горного института С.Д.Оводенко .

Ссылки:

  • Братья Маркизовы
  • Лесное дело на КВЖД
  • Ранний период развития искусства в послереволюционном Харбине
  • Российская эмиграция в Маньчжурии создала промышпенность и торговлю
  • Скидельский Семен Леонтиевич
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»