|
|||
|
Лесное дело на КВЖД
Владислав Федорович Ковальский начал свою деятельность в Маньчжурии с 1898 г., и в 1923 г. тоже праздновал 25-летний юбилей работы в крае, вместе с КВЖД. Фирма братьев М.М и Д.М. Воронцовых -Михаила Матвеевича и Дмитрия Матвеевича Воронцовых осуществляла свою деятельность в крае тоже с 1898 г. Начав с выполнения небольших подрядов по постройке КВЖД, она в дальнейшем специализировалась на поставке лесных материалов, став монополистом для Западной линии дороги (Харбин -г. Маньчжурия, до 1 млн. штук шпал в год) и построив лесопильные заводы на ст. Якеши и в Хайларе. Все, что связано с деятельностью этой фирмы, мне близко. На ней на Ядорской концессии, как я уже писал выше, доверенным лицом фирмы много лет подряд работал мой дед - Петр Павлович Меньшиков . Помню эти сплавы леса по стремительному горному Иминголу с его ледяной горной водой, громоздящиеся груды бревен в "заломах", мужество и отчаянность рабочих-сплавщиков. А когда Петр Павлович скоропостижно скончался в Хайларе от крупозного воспаления легких, Д.М.Воронцов принял большое участие в организации его похорон и морально поддержал семью в это трудное для нее время. Кроме того, я располагаю воспоминаниями деда и отца о Воронцовых. Папа , в частности, пишет: "Много добрых слов следует сказать пионерам лесного дела в Маньчжурии . А такими были: на востоке - Скидельский , Ковальский и ряд местных промышленников, на западе - П.П.Шевченко , Д.М.Воронцов , М.Н. Дзюба , Я.П.Чижевский , Г.Я. Мелихов . Здесь на западе очень удачливым оказался Д.М.Воронцов (станции Якеши, Мяньдухэ), да и то после нескольких неудачных лет, когда он уже находился на грани разорения. В течение нескольких лет на его концессии не было достаточных для сплава дождей. А дело по инерции продолжалось, заготовки леса велись, затраты не останавливались. Выпавшие обильные дожди совпали с переходом КВЖД на золотой рубль, и Воронцов заработал колоссальные деньги, став одним из богатейших людей даже в Харбине, куда он переселился". Относительно концессионной деятельности моего другого деда - Г.Я.Мелихова и его компаньонов - приведу попавшуюся мне на глаза сводку "Лесное дело. Торги": "15 июня 1915 г. в Управлении КВЖД состоялись торги на поставку дров и шпал для нужд дороги на пятилетие 1916-1920 гг. Распределение поставок было следующим. На Западной линии на участке Бухэду-Барим поставка шпал и дров была сдана товариществу "Г.Я. Мелихов, М.Н.Дзюба и Я.П.Чижевский" в количестве 40 тыс. кубов дров по цене 17 р. 50 к. за куб и 200 тыс. шпал по цене 78 1/2коп. за штуку. Значительное количество получил и "т.д. Бр.Шевченко", который только в 1915 г. должен поставить 17 тыс. кубов дров. Также на Западной линии значительная поставка шпал сдана Д.М.Воронцову". И.П.Шевченко имел лесные концессии вблизи Шитоухэцзы на Восточной линии (железнодорожная ветка) и в районе Бухэду - Ял. "Нельзя не отметить,- писал журналист,- что, несмотря на изменившиеся условия и вздорожание предметов первой необходимости, цены, по сравнению с прежними годами, не повысились". Из числа крупных предпринимателей в лесном деле, конечно, нужно назвать также и Леонтия Семеновича Скидельского . Ссылки:
|