|
|||
|
Ранний период развития искусства в послереволюционном Харбине
Начиная разговор о раннем периоде развития искусства в послереволюционном Харбине, хочу прежде всего отметить составленный с большой любовью и знанием дела очерк "Искусство: культурно- артистическая жизнь в Харбине" бытописательницы города, поэтессы Ольги Стефановны Кореневой-Кулинич (книга "Стихи". Сидней, 1984). Ольга Стефановна сама была активной участницей музыкальной жизни города; очерк опубликован в журнале "Политехник" (1979, *10, с. 154- 172) и остается на сегодня наиболее полной работой на эту интересную и важную тему. Позволю себе дополнить его некоторыми собственными соображениями, а главное, воспоминаниями моего отца - тоже глубокого поклонника музыки и страстного любителя оперы и оперетты. Размышляя о феномене русского Харбина, о котором я попытался дать общее впечатление в первой книге, я пришел к выводу, что одной из важнейших причин, обусловивших возможность столь многообразной общественной и культурной жизни Харбина после революции, был чрезвычайно высокий уровень концентрации в Маньчжурии слоя высшей и средней интеллигенции, наличие в ее среде специалистов абсолютно всех профилей и всех специальностей, людей не только образованных, но и предприимчивых. Начну с цитаты, которая, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к искусству, но хорошо поясняет ситуацию. Как написал в прекрасной статье "Курсы прикладных знаний" инженер А. Глувчинский (тот же "Политехник", с. 130- 134) - "Многие не представляют себе, сколько Харбин имел техникумов, профессиональных курсов, школ, где преподавались прикладные знания - искусство, ручной труд. которые на самом деле сыграли большую роль в деловой, коммерческой и культурной жизни Харбина. Все эти курсы и школы дали Харбину много техников, ремесленников, мастеров, медицинских работников, секретарей, переводчиков и других специалистов. Все это дало возможность поддерживать деловую жизнь, двигало заводы, мастерские, транспорт. Нельзя обойти вниманием и не указать на женские профессиональные курсы, которые давали возможность обслуживать медицину, выпуская фармацевток, сестер, больничных сиделок; иметь салоны красоты, обшивать платьями по моде все население, готовить кадры секретарей, машинисток или развлекать население постановками в театре, балетом, операми и опереттой. Как только являлась необходимость или требование того или иного ремесла, знания, сразу же появлялись люди, которые организовывали, устанавливали школы, курсы". Все это отмечено чрезвычайно верно. Добавлю только, что вряд ли искусство и литература в Харбине могли бы развиваться столь успешно без подобной материальной базы. Вторая причина, на мой взгляд,- это отлично налаженная в Харбине система общего образования - прежде всего начальных и средних школ,- вобравшая в себя и сохранившая все лучшее, что было характерно для прежней российской классической гимназии и реального училища, и чутко реагировавшая на все требования сегодняшнего дня (в данном случае - изучение истории и экономики Китая, Японии, их языков, иностранных языков вообще). Результатом этой прекрасно развитой системы образования было появление в Харбине и второго поколения эмиграции - значительного слоя образованной и всесторонне развитой молодежи, молодежи с разнообразными и широкими интересами. И это обстоятельство на более позднем этапе, в свою очередь, явилось главным фактором, обусловившим феноменальное развитие общественно- культурной и даже чрезвычайно затрудненной в условиях Зарубежья научной деятельности, в том числе - профессиональной. Предварительно скажу еще следующее. Вот все эти благоприятные условия и предпосылки, и, в первую очередь, развитая инфраструктура, т.е. наличие большого числа первоклассных залов и сценических площадок, сложившиеся традиции, наличие очень большого числа прибывших в Маньчжурию, в Харбин, в первые послереволюционные годы крупных артистов и музыкантов со всей необъятной России, наконец, присутствие вполне подготовленной к восприятию большого искусства публики - все это и обеспечило блестящий расцвет музыкального и сценического искусства Харбина с самого начала рассматриваемого периода 1917-1924 гг. И верхушечные "революционные" события в полосе отчуждения отнюдь не явились для этого развития какой-либо серьезной помехой. Несмотря на резкие вспышки время от времени (например, в 1920 г.) политической напряженности, культурная жизнь города не прекращалась никогда. Однако при всем этом, мне представляется, что причины этого успеха все равно останутся непонятными читателю, если я не расскажу о том, сколько музыкальных и балетных школ, школ пения и кружков искусств появилось в Харбине в то время. Музыкой и искусством в городе занимались многие. Здесь уместно было бы сразу упомянуть о таком явлении в культурной жизни города, как созданный уже в мае "революционного" 1917 года Музыкально-литературно-художественно-драматический кружок "Арс" ("Искусство"). Деятельность кружка составила в этой жизни известную, хотя и не очень яркую и, к сожалению, довольно короткую страницу. Кружок был создан группой лиц, связанных с деятельностью Клуба Общества служащих (Биржевая, 36). Целью кружка было дать молодежи эстетическое образование. По мысли организаторов "Арса", для этого должны были быть созданы различные секции, кружки: музыкальный, литературный, художественный, драматический. Но кружок не имел своего помещения и никакой дотации; работа его протекала вяло. Только с 1920 г. "Арс" получил возможность снять собственное помещение и тогда развернулся в полную силу. Он открыл Общедоступную музыкальную школу (по классам рояля, скрипки, виолончели и теории музыки), Студию пластики, Драматическую и Художественную студии. Читались там и различные лекции. В частности, состоялась лекция г- на Литвака на тему "Мифы и сказки Японии". В любопытной рецензии на нее говорилось: "Мифы и сказки Японии, как и многое в жизни этой страны, характеризуется специфической особенностью, именно удивительной миниатюрностью и легкостью. И это не только по форме, но и по содержанию: здесь все семейно, нет богатырского размаха, удали нашей былинной. Правда, метафоры и аллегории во многих случаях интересны и даже изумительны по фантастике; нередко чувствуется сила, но вообще - миниатюрность и еще раз миниатюрность". С того же 1920 г. Драматической студией (сценическое искусство) "Арса" стал руководить лучший в то время драматический актер Харбина - Константин Александрович Зубов (о нем я еще расскажу). Однако в последующем произошло слияние кружка "Арс" с Союзом учащихся - организацией большевистской ориентации. Он стал уделять все меньше и меньше времени пропаганде искусства, стал заниматься совсем иной пропагандой, политизироваться, и вся его художественная работа постепенно сошла на нет. Этому в значительной мере способствовало и то обстоятельство, что уже в октябре того же года Союз учащихся постановил реорганизоваться в "союз молодежи" (а позднее - в известный в Харбине "отмол" , отдел молодежи), начавший, вначале безнаказанно, устраивать безобразные выходки у харбинских церквей и прочие хулиганства - до тех пор, пока не получил действенного отпора от созданной "белой" молодежью организации "Мушкетеры" и других молодежных групп. Первой Музыкальной школой в Харбине назвала себя школа свободного художника Киевской консерватории Г.Г.Барановой-Поповой , открывшаяся в октябре 1918 г. двумя классами - хорового пения и теории музыки и сольфеджио. 29 декабря школа устроила в Железнодорожном собрании (Желсобе) свое первое музыкальное открытое утро. Программа была составлена из произведений русских композиторов. Все номера были исполнены учащимися по классическому фортепиано и хоровому классу. Однако позднее название "первая" отняла у нее открывшаяся в 1921 г. Первая Харбинская музыкальная школа , известная под этим наименованием во всей последующей истории музыкального образования Харбина. Она была создана группой преподавателей музыки при Харбинских Коммерческих училищах КВЖД и развивалась при большой поддержке директора училища Н.В. Борзова .
Различные музыкальные и хоровые классы были в этом же году открыты и в Капелле Петра Николаевича Машина (см. о ней в 02 Главе ). В 1920г. уроки декламации, мелодекламации, выразительного чтения, постановки голоса давала в Харбине артистка Императорского Александринского театра О.В. Карелина. Приблизительно в это же время открыла свою школу пения Мария Васильевна Теодориди (драматическое сопрано), которую Харбин долгие годы знал как замечательную оперную певицу, примадонну, выступавшую в ряде оперных сезонов, и талантливого педагога, подготовившего для международной оперной сцены А. Юмшанову , В. Седельникову , Н. Федоровского и других. К числу старейших харбинских студий можно отнести и Школу пения Марии Владимировны Осиповой-Закржевской . Школа может быть причислена к пионерам вокального искусства Маньчжурии, так как работала здесь, в Харбине, в течение многих лет, начиная с 1921 г. В 1936 г. школа торжественно отмечала свое 15-летие, в связи с чем теплое приветствие молодым певцам Харбина направил находившийся тогда в городе Ф.И. Шаляпин. К тому времени через стены школы прошли более 200 певиц и певцов, часть из которых - Е.Е. Силинская, А.Л. Шеманский, Е.С. Новицкая, С.В. Бабушкина, М.А. Рассадина, И.П. Олиневич, другие впоследствии получили мировую известность. Наиболее ранней из балетных школ в Харбине после революции была балетная школа Куровских. Затем укрепилась школа балета прима-балерины Большого театра Елизаветы Васильевны Квятковской (1921). После своих первых гастролей в марте 1921 г. в Харбине прима-балерина Варшавских правительственных театров Елена Леонтьевна Оссовская открыла класс балета в Механическом собрании. Продолжала свою работу популярная в Харбине еще с дореволюционных времен Школа танцев Николая Андреевича Белого . В зимний сезон 1916/1917 гг. в Харбине, в Желсобе гастролировала Русская опера под управлением А.С. Костаньяна и И.П.Палиева, при участии артиста императорских театров А.И. Розанова. Спектакли открылись 11 января 1917г. оперой "Аида". Далее были поставлены: "Евгений Онегин", "Демон", "Жизнь за Царя", "Царская невеста", "Пиковая дама", "Фауст", "Травиата", "Лакме" и "Кармен". Репертуар труппы, как видим, был богатый. В 1918 г. на театре оперы было затишье, но кое- что все- таки происходило. В Желсобе с лучшими произведениями русских и иностранных композиторов выступали оперные артисты московских и петроградских театров В.Г. Георгиев (тенор) и И.А. Александрова (колоратурное сопрано). Позднее эти певцы поставили в "Модерне" оперу "Ромео и Джульетта" Гуно - но не всю, а в виде большой фантазии, в которую вошли интереснейшие фрагменты оперы: ария Ромео и Джульетты, сцена у балкона и другие. В 1919 г. в Харбине был блестящий весенний оперный сезон. В течение нескольких месяцев в Желсобе и Комсобе выступало товарищество оперных артистов "Художественный ансамбль русской оперы" . Это была передвижная опера, ее гастролирующий ансамбль приехал из России и после Харбина уехал во Владивосток. В его составе выступали в то время: Зырянова, Сазонцева, Хохлов, Магский, Преображенский, Ульянов и другие. Режиссером был Шастан, дирижером - Васильев. Коллектив поставил оперы: "Царская невеста", "Демон", "Хованщина, .Таис., .Пиковая дама., .Елена Спартанская., .Каморра., другие. Постановки подробно рецензировались, чаще всего "мистером Дий". Однако все это была приезжая, только гастролировавшая в Харбине опера. Собственная, харбинская, образовалась позднее, но добилась быстрого успеха. Было много эстрадных выступлений: концерты Клавдии Суриковой (.Песни цыганские! Песни таборные! Песни любви и печали!. - сообщали афиши); концерты популярной певицы А.И. Загорской (интимная песня - ее любимыми были .Серенький котик., .Аньзя., .Лапти., .Василечки., .Маки., .Какая разница., .Праздник в деревне.). .Мистер Дий. писал: "Концертантка среди харбинской публики завоевала определенные симпатии и пользуется выдающимся успехом.. С интересом были встречены и выступления известной в России певицы Марии Александровны Каринской, приезжавшей в Харбин и в 1923 году. Летом 1918г. состоялись концерты примадонны варшавских правительственных театров Марии Владиславовны Мариевской (лирическое сопрано). В "Орианте" выступала популярная московская певица, исполнительница цыганских романсов Варвара Михайловна Королева. В сентябре в Желсобе прошли выступления ученицы профессора Альмы Фострем (Петроградская консерватория) Н.И. Булатович . В это же время здесь с большим вечером художественной юмористики выступил артист Петроградского драматического театра Иосиф Дальгейм; в вечере с музыкальной мозаикой принимал участие также И. Ульштейн. "Мистер Дий" оценивал концерт так: "Надо отдать справедливость, г. Дальгейм мастерски передал несколько сцен, шаржей и тому подобное, и хотя некоторые из его рассказов давно были известны публике, но будучи талантливо исполнены - вызывали заслуженный успех.. 27 декабря состоялся юбилейный концерт певца со звучным, красивого тембра баритоном, премьера оперетты - Сергея Дмитриевича Рокотова . Свою карьеру он начал в 1908 г. в Москве в театре "Буфф" у известного антрепренера Блюменталь-Тамфина. Далее были щукинский "Эрмитаж" в Москве, Петроград, Кавказ, Крым. Потом Сибирь и Дальний Восток. С.Д.Рокотов к этому времени жил в Харбине уже два года и выступал в оперетте. В Харбине, действительно, проходили в это время и спектакли театра "Летучая Мышь" под руководством Михаила Бакалейникова. Труппа привезла полный репертуар театра Балиева. Пресса отмечала великолепную исполнительницу романсов Похитонову, артистов Мартынова и Туганова, других. И все- таки, несмотря на блестящее развитие в этот ранний период в Харбине всех других видов искусств (в том числе и театрального, о котором я подробно расскажу ниже), сердцами и умами харбинцев тогда всецело владела оперетта. Именно она - веселая и зажигательная оперетта! .Коллективов было несколько, и состав их был великолепен.,- пишет в воспоминаниях мой отец. В 1917- 1918гг. блистали примадонна Н.Д.Глориа и премьер С.Д.Рокотов, участие которых обеспечивало аншлаг на каждой постановке. Я всегда хочу раскрыть (хотя бы только для себя!) инициалы имен и отчеств моих героев, особенно - узнать имя человека, которое, как утверждают современные исследования, влияет на формирование его как личности, на его характер, даже на поведение. И вот Н.Глориа. Нигде не раскрывалось это .Н... Я гадал: Наталия. Надежда. Нина... И наконец мне все же удалось выяснить. Оказалось: загадочно и поэтично - Нейя. Нейя Дмитриевна Глориа . Красиво, правда. 31 января 1918 г. была поставлена пикантная оперетта, вечер смеха и веселья. "Ночь в Мулен-Руж"; 1 февраля - "Цыганская любовь". В зимний сезон 1918/1919 гг. в театре "Модерн" работала прибывшая в Харбин из Владивостока "Столичная оперетта" (дирекция Л.Я. Патушинского и А.И. Кречетова). Во главе ее стояли известные артисты - упомянутая Н.Д. Глориа и Н.М. Бравин (он же главный режиссер). В составе труппы участвовали: Е. Е.Тумакова, Е.Н.Чарская, Е.Н.Ратковская, Е.А.Горская, Н.А.Малиновская, М.Н.Морина, А.А.Горев, Р.Н.Елинов, А.И.Кречетов, А.А.Стоянский, А.И. Гревнов. Оперетта в том сезоне обрушилась на Харбин как шквал. Сразу же был объявлен репертуар: 28 сентября - "Веселая вдова", 29 - "Жрица огня", 30 - "Польская кровь"; 1 октября - "Король веселится", 2 - "Граф Люксембург", 3 - "В волнах страстей2, 4 - "Добродетельная грешница", 5 - "Принцесса долларов", 6 - "Ночь любви", 7 - М-ль Нитуш, 8 - Цыганская любовь. Спектакли живо рецензировались. О .Веселой вдове. критик писал: В Харбине любят и ценят игру г- жи Глориа , да и как не любить! В игре артистки много женственности, а ее .Веселая вдова.- то, что принято именовать .женщина с изюминкой.. Наряды артистки так хороши, что не одна женщина с завистью поглядывала на сцену. Бравин без вычурных поз, грациозно мил, голос у артиста гибкий, звучный, ласкает слух.
Елинов, по обыкновению, отсебятничал и смешил публику.. О "Жрице огня": "Лучшей исполнительницы для заглавной роли, как г-жа Тумакова, нельзя и желать. У артистки превосходный голос, чистый и звонкий; такие голоса редки у опереточных актрис. Игра г-жи Тумаковой тоже не похожа на трафаретное исполнение, и публика по достоинству награждала артистку непрерывными аплодисментами.. Отец, в те годы ученик Харбинских Коммерческих училищ, вспоминает: "С осени 1919 г. музыкальное сердце Харбина забилось с новой силой - приехавшие из России музыканты и певцы влились в опереточный коллектив, созданный антрепренером-меценатом Штерном ("Русская оперетта"). Учащимся средних учебных заведений не разрешалось посещать опереточные спектакли, но я ухитрился повидать за сезон 31 оперетту. Труппа поставила, в частности, только в ноябре 1919 г. оперетты: "Кор- невильские колокола", "Принцессу долларов", "В волнах страстей", "Разведенная жена", "Прекрасная Елена", "Польская кровь", "Ночь любви". Мне кажется, что спектакли проходили на хорошем художественном и творческом уровне, но, по- видимому, уязвимой оказалась материальная сторона дела - оперетта просуществовала только один сезон и не потому, что посещаемость была недостаточной,- напротив, она была очень хорошей, но содержание хора в 20 чел., балета и оркестра в 25 музыкантов и аренда помещения - зала Желсоба стоили, видимо, очень и очень немало, и Штерн, как говорили, "прогорел"; но в то же время существовало мнение, что понесенный им убыток не играл для него существенной роли и вся опереточная труппа была создана им в угоду его жене - талантливой опереточной артистке Чарской. Из сравнения с последующими опереточными труппами, которые мне приходилось видеть, могу твердо сказать, что эта ранняя харбинская оперетта была хороша. Бравин - прекрасный баритон и отличный актер, участвовал в двух- трех спектаклях, а затем куда- то уехал. Большое впечатление и наилучшие воспоминания оставил талантливейший комик Елинов. Дирижером был молодой Каплун- Владимирский. Вспоминается, что в спектакле "Цыганская любовь" участвовала артистка Киевской оперы Машир (сопрано), приехавшая в Харбин вместе с басом Карлашовым. Артисты были хороши, но, дав несколько концертов, тоже покинули Харбин. Вообще, за период 1918-1921 гг. в город приезжали многие певцы и музыканты, в некоторых случаях они оставались в Харбине на долгое-долгое время. Из прибывших на короткие гастроли, но внесших много ценного в музыкальную жизнь города отмечу певцов: Ивана Днепрова (великолепный тенор)- он дал несколько концертов и организовал постановку "Фауста" под рояль; Лукина - артиста театра Музыкальной драмы в Петрограде,- баритон, дал несколько концертов, поставил .Евгения Онегина. под рояль, некоторое время занимался преподаванием; Радеева - красивый лирический баритон,- выступал в концертах, преподавал, организовал постановки "Таис" и "Севильского цирюльника" с оркестром. Интересно отметить, что у певшего Альмавиву тенора Герсдорфа голос был удивительно похожим по тембру на голос Радеева, и в некоторых сценах их, прямо до смешного, трудно было отличить одного от другого. Эти певцы вместе с приехавшими и надолго оставшимися артистами: Зыряновой, Воиновым (из Благовещенской оперы Федорова), Григорьевым (драматический баритон), Теодориди (драматическое сопрано), Мамоновой (лирическое сопрано), Кармелинским (небольшой характерный лирический тенор) и другими создали костяк будущей постоянной и отличной Харбинской оперы. Был уже в Харбине и оперный дирижер - Фивейский. Но организация постоянной оперы была пока еще впереди. Для этого нужен был инициативный энергичный человек, чтобы создать и укрепить постоянный хор, оркестр, балет и все это слить воедино. А такового не находилось. "Взвешенное. положение с оперой сохранялось до осени 1922 г., когда вместо отдельных сцен из опер или даже полных опер под рояль, начались регулярные "настоящие" оперные постановки. Но об этом несколько позже. Здесь же еще несколько слов о музыке. Так было раньше, и, по- видимому, будет всегда, что увлечение опереттой и оперой являлось уделом сравнительно небольшой части людей. Большинство, интересуясь музыкой, довольно равнодушны к такому сочетанию вокала и актерского мастерства, как оперетта и опера. Поэтому для такого большинства достаточно наличия: только хора - светского или духовного, или только оркестра - духового, народных инструментов, симфонического. При этом, конечно, следует отметить, что с оркестра народных инструментов, который составить всегда проще, у слушателей обычно и пробуждается общий музыкальный интерес, развивающийся потом и в интерес к симфонической музыке, к оперетте и опере. Это же наблюдалось и в Харбине. Здесь всегда были оркестры народных инструментов, и они пользовались заслуженным успехом. Харбин очень любил светские и духовные хоры, которые были очень хороши. Неизменной любовью пользовались выступления военных духовых оркестров, имевшихся в русских пограничных войсках, находившихся на территории Маньчжурии. Но выступления военных духовых оркестров закончились, когда все пограничные войска ушли на фронт, и удовольствие послушать хороший духовой оркестр было прервано на несколько лет - до той поры, пока отступавшие на Владивосток белочехи не задержались в Маньчжурии и повсюду, и в Харбине в частности, охотно давали концерты в различных общественных местах и парках. Но чехи оставались в Маньчжурии недолго, и их оркестры заменил в городе организованный из русских духовой оркестр под управлением дирижера Винчи. Этот оркестр вел свою основную работу в саду Желсоба, там он играл по вечерам пять раз в неделю. К этому времени в Харбине оказалось много музыкантов, приехавших из России. Из выдающихся музыкантов того времени отмечу: скрипачи - А.Гиллерсберг, Шифферблат, Трахтенберг, Подушка, Чухалдин; виолончелисты - Шевцов, Ульштейн; флейтист - Демидов; пианисты - Гиллерсберг, Мухлыпин. Приехали и первоклассные дирижеры - Меттер, а потом Слуцкий. В общем, создались все условия для организации симфонического оркестра. Инициативу организации такого оркестра взял на себя Желсоб и, нужно сказать, выполнил свою миссию блестяще! Был составлен симфонический оркестр из 70(!) человек, и было решено, что он будет выступать пять раз в неделю, а духовой оркестр - два раза. Такое решение вызвало вначале большое недовольство публики - казалось странным, что симфоническая музыка, которая многим почти незнакома и поэтому непонятна, будет исполняться так часто, а привычная и понятная духовая музыка - настолько редко. Однако дальнейшее показало, что решение было совершенно правильным и с далеким "прицелом" - воспитать любовь к симфонии у самых широких слоев населения Харбина. Если в начале сезона симфонические концерты посещало сравнительно мало народа, то к концу первого сезона число посетителей увеличилось в несколько раз, а в последующие годы любителями симфонии стали уже тысячи. Посещение симфонии стало обычным и в то же время всегда праздничным занятием. С большим почтением вспоминается элегантный, стройный седеющий дирижер Слуцкий . Блестящий дирижер, неутомимый наставник, он достиг великолепного звучания оркестра; под его руководством были разучены и исполнены десятки классических и современных музыкальных шедевров. Очень запомнился один из симфонических вечеров - бенефис виртуоза скрипача Чухалдина. Под аккомпанемент оркестра был исполнен "Большой концерт" Венявского, а затем "на бис" Чухалдин исполнил "Пляску ведьм" Паганини. Должен сказать, что впечатление от игры оркестра и действительно изумительной игры Чухалдина было потрясающим. Позднее основной состав оркестра в количестве 40 чел. вошел в состав музыкантов оперного оркестра. Концертмейстером первых скрипок был Трахтенберг, и в связи с ним вспоминается разговор, случившийся много лет спустя и связанный с приездом в Харбин знаменитого скрипача Я. Хейфеца . Трахтенберг рассказывал мне: "С Хейфецем мы знакомы чуть ли не с детства, вместе заканчивали Петербургскую консерваторию у профессора Ауэра.
Встретив Хейфеца в Харбине, я спросил его: "Скажи, Яша, что же, благодаря Ауэру ты стал знаменитым скрипачом. Хейфец улыбнулся и ответил: "Нет, благодаря отцу!. Я рассмеялся потому, что мне был совершенно понятен смысл его слов. Дело было в том, что отец Хейфеца был сапожником и, мало понимая в музыке, твердо знал, что его сын очень талантлив и поэтому должен упорно заниматься скрипкой. Когда же Яша начинал лениться, отец без стеснения "учил" его сапожной колодкой.. Вскоре после создания симфонического оркестра произошло еще одно очень важное событие в музыкальной жизни Харбина. Наследники местного богача Скидельского (владельца Мулинских угольных копей ) организовали так называемый Квинтет имени Скидельского. В его состав вошли: первая скрипка - А.Гиллерсберг, вторая - Кончестер, альт - Подушка, виолончель - Шевцов, рояль - Гиллерсберг. Квинтет дал в Харбине несколько концертов, художественная ценность которых была очень высокой.. Политические события, как мы видим, не останавливали культурной жизни Харбина, напротив, возможно, даже стимулировали ее, потому что людям нужна была разрядка, отрешение, что ли, пусть хоть временное, от напряженной повседневности, от этой искусственно привнесенной в Харбин "революции", что с успехом и давали им различные виды искусства. В Харбине побывал в это время и кумир русского кино, актер Иван Ильич Мозжухин , впечатления которого от города остались самые благоприятные. Спустя много лет он вспоминал: "Харбин я хорошо знаю, я там был в 17-м году. В самый разгар революции, перед началом большевизма. Ездил туда на гастроли с драматической труппой. В России уже голодали, товары исчезали. Приехали в Харбин, там все по-старому, словно и революции в России не произошло. И дешевка на все страшная. Помню, купил тогда одних ботинок 40 пар. Двадцать пудов муки в Россию вывез". Свидетельство мэтра русского кино является, по моему мнению, лучшей иллюстрацией к обстановке в Харбине в конце 1917 года. Ссылки:
|