Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Пьеса Галича "Матросская тишина": сюжет

Главными действующими лицами в этой пьесе являются старый еврей Абрам Шварц и его сын Додик (Давид), проживающие в украинском городе Тульчин. В самом начале пьесы Шварц-старший предстает болтливым, навязчивым и жуликоватым заведующим складом, но вместе с тем добрым человеком и очень любящим своего сына. Он мечтает сделать его великим скрипачом, и поэтому вскоре Давид уезжает в Москву, где поступает в консерваторию и побеждает в конкурсе. (Несомненно, Давид является авторским alter ego. В начале пьесы ему 12 лет, и он уже играет на скрипке. А 14-летний Саша Гинзбург также примерял к себе образ скрипача в стихотворении 1933 года "Скрипка". Далее следовала роль молодого пианиста Славина в спектакле фронтового театра "Бессмертный", поставленном в 1942 году. И вот теперь - скрипач Давид Шварц, тоже студент консерватории, как и Славин. К началу войны Давид становится лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов- исполнителей, а в 1968 году Александр Галич станет первым лауреатом Всесоюзного слета бардов в Новосибирске. Ситуация повторится до мельчайших деталей.) В какой-то момент Абрам Шварц решает начать честную жизнь: "Мы крутились и комбинировали, крутились и комбинировали, а потом я сказал - хватит!.. Кого мы обманываем? Самих себя!" Когда началась война, Давид ушел на фронт, а его отец остался в Тульчине. В 1943 году туда пришли немцы, собрали всех евреев в гетто и повезли на расстрел. Среди них был и Абрам Шварц. Узнав в одном из полицаев своего бывшего знакомого Филимонова (поменявшего с приходом немцев фамилию на "фон Филимон"), он разбил скрипку своего сына о голову этого человека, после чего тут же был расстрелян. Через год в Тульчин пришла Красная армия вместе со старшим лейтенантом Давидом Шварцем и освободила город от немцев. Однако в ходе боев Давид получил два тяжелейших ранения и был помещен в специальный "кригеровский" вагон санитарного поезда, направлявшегося на Запад. В бреду к нему приходит расстрелянный отец, и между ними происходит диалог - несомненно, самая сильная сцена во всей пьесе. Отец рассказывает сыну, какие события предшествовали его расстрелу, а потом передает слово Давиду, и тот рассказывает, как они взяли Тульчин и освободили его от немцев. Разговор Давида с отцом в санитарном поезде завершается тем, что образ отца исчезает и Давид приходит в себя, но ненадолго: вскоре он умирает от ран. Такой была концовка пьесы в редакции 1946 года. Стоит заметить, что ранее уже погибли два других Сашиных героя - Аркадий Бурмин в "Парне из нашего города" и пианист Славин в "Бессмертном". Да и самого Галича через тридцать с лишним лет также ожидает трагическая смерть. Школьный товарищ Галича, режиссер Андрей Гончаров, поставивший спектакль "Закат" по Бабелю, вспоминал, что "в студенческие годы <...> мы с моим другом Сашей Гинзбургом (будущим Галичем) зачитывались прозой Бабеля . Наша влюбленность в этого автора была столь велика, что его влияние я просто физически ощущаю в пьесе Галича "Матросская тишина" [ 124 ]. Но не это было главным в пьесе, а ярко выраженная еврейская тематика, которая никак не вписывалась в сталинский интерьер, тем более что уже скоро должна была начаться кампания против "безродных космополитов" .

Поэтому когда в 1946 году несколько театров пытались поставить "Матросскую тишину", всякий раз следовал цензурный запрет. Тогда Галич начал читать пьесу по домам: читал у режиссера Марка Донского , потом у своего друга Юрия Нагибина . Последний справедливо заметил, что пьеса "по тем временам была опаснее вольнолюбивой гитары поры оттепели и застоя. Саша понимал это и хладнокровно шел читать в любое сборище, где его готовы были слушать. Аня восхищалась его бесстрашием, сама трусила, но не до омрачения. Она приучалась "жить с молнией"" [ 125 ]. Вместе с тем Галич на тот момент придерживался идеи ассимиляции советских евреев , считая ее оптимальным решением еврейского вопроса. Поэтому он выдал за Давида русскую девушку Таню; красавицу Машу Филимонову (сестру полицая Филимонова)- за Наума; а Хану, влюбленную в Давида, отправил на Дальний Восток, где она вышла замуж за капитана Скоробогатенко. По той же причине и сам он дважды женился на русских женщинах. Еще до того, как Галич начал писать эту пьесу, он впервые столкнулся с проявлениями государственного антисемитизма . По окончании войны он решил получить законченное высшее образование, но уже не театральное, а какое-нибудь ярко выраженное гуманитарное и специальное. Узнав, что в Москве недавно открылась Высшая дипломатическая школа при Наркомате иностранных дел , и полагая, что с театральным образованием за плечами, а также с некоторым знанием английского и немецкого языков он может претендовать на поступление в эту школу, Галич пришел туда и спросил секретаршу, может ли он подать заявление. Секретарша, внимательно посмотрев на него, сказала: "Нет, вы не можете подать заявление".- "Почему?" - поинтересовался Галич. "Потому что лиц вашей национальности мы вообще в эту школу принимать не будем. Есть указание" [ 126 ]. Тогда Галич просто не понял, о чем идет речь, но, когда сообщил об этом Ангелине и своим друзьям, те тоже ничего не смогли объяснить. И лишь намного позже, рассказывая в своих воспоминаниях об антисемитизме советских чиновников, с которыми к тому времени он уже неоднократно столкнется, Галич напишет, что "не может быть естественной и нормальной ассимиляция в той среде, которая больше всего на свете, всеми своими помыслами, узаконениями и инструкциями - этой ассимиляции не хочет и не допустит" ("Генеральная репетиция"). Однако львиную долю иллюзий в отношении советского строя Галич к тому времени уже утратил - за какие-то несколько лет его мировоззрение изменилось кардинально: в "Матросской тишине" не только отсутствуют прославления коммунизма, но даже просматривается явная ирония по отношению к соответствующим реалиям. Даже само название "Матросская тишина" Галич заимствовал от знаменитой тюрьмы, которая как раз и возникла в 1945 году , когда он начал писать свою пьесу (это название как бы символизирует собой всю советскую действительность). Так же называлась и улица, на которой расположена эта тюрьма: между улицами Стромынкой и Николаева.

Ссылки:

  • Пьеса Галича "Матросская тишина"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»