Семёнов, Юлиан Семёнович (настоящая фамилия Ляндрес; 8 октября 1931,
Москва, СССР — 15 сентября 1993, Москва) — русский советский писатель,
сценарист, журналист, поэт. Основатель журнала «Детектив и политика» и
газеты «Совершенно секретно» (1989), для
которой придумал название. Один из пионеров жанра «журналистские
расследования» в советской периодике.
Отец — организатор издательского дела, редактор
Семён Александрович Ляндрес (был необоснованно
репрессирован в 1952 г. по обвинению в пособничестве «троцкистскому
диверсанту» Бухарину), мать — учительница истории,
Галина Николаевна Ляндрес (урождённая
Ноздрина).
Жена — Екатерина Сергеевна (родилась
в 1931 году), родная дочь
Натальи Петровны Кончаловской от
первого брака, приёмная дочь Сергея Владимировича Михалкова (свадьба
состоялась 12 апреля 1955 года). Хотя их семейная жизнь была достаточно
сложной, Екатерина Сергеевна до конца жизни Семёнова преданно ухаживала за
ним после инсульта, случившегося в 1990 г.
Две дочери — Дарья и Ольга. Старшая дочь Дарья — художник, замужем, жила на
Кипре, вернулась в Россию, двое детей — Максим и Филипп. Младшая дочь Ольга
Семёнова — журналист, автор книги об отце «Юлиан Семёнов» (серия «Жизнь
замечательных людей», 2006, 2011), замужем за Надимом Брайди — французским
гражданином ливанского происхождения, жила во Франции и Ливане, двое детей
— Алиса и Юлиан. Снималась в сериале «Исаев», сыграла роль журналистки Киры
Королёвой в фильме «Противостояние», снятом по книге отца.
В 1948 году поступил в Московский
институт востоковедения. Во время учёбы был дружен с
Евгением Примаковым. В 1953
году окончил ближневосточный факультет Московского института
востоковедения.
Затем преподавал в МГУ афганский язык (пушту) и одновременно учился там же
на историческом факультете.
С 1955 года начал пробовать себя в журналистике: печатался в «Огоньке»,
«Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене».
В 1962—1967 годах был членом редколлегии журнала «Москва».
В 1960—1970 гг. много работал за рубежом корреспондентом вышеупомянутых
изданий (Франция, Испания, Германия, Куба, Япония, США, Латинская
Америка).
Журналистская деятельность была полна всяческих приключений. Он бывал и в
тайге с охотниками на тигров, и на полярной станции, и на строительстве
БАМа, и на вскрытии алмазной трубки, постоянно находился в центре самых
важных событий — в Афганистане, франкистской Испании, в Чили, на Кубе, в
Парагвае, выслеживая укрывающихся от возмездия гитлеровцев и главарей
сицилийской мафии, участвуя в боевых операциях вьетнамских и лаосских
партизан.
Семёнов профессионально работал с архивами. Ему приписывают цитату: «Кто
контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в
будущем». Как рассказывает Владимир Захаров, однажды даже нашёл телефонные
номера рейхсканцелярии Гитлера, прямые номера Гиммлера и Геббельса,
попробовал позвонить последнему, но в ответ услышал «Герр Геббельс уже
ушёл. Позвоните завтра».
В 1989 году учредил первое частное советское издание, бюллетень «Совершенно
секретно». Для работы над концепцией и пилотным номером привлёк ведущего
программы
«Взгляд» Евгения Додолева и журналиста АПН Александра Плешкова, который
позднее был, по всей видимости, отравлен в Париже на совместном ужине с
главным редактором французского журнала VSD (после прогулки по Парижу с
Эдуардом Лимоновым); «в том, что это было покушение не на Плешкова, а на
Юлиана, никто не сомневался».
Ольга Семёнова рассказывала в одном из интервью:
Юлиан Семёнов никогда не был сребролюбив и одним из первых занялся в России
благотворительной деятельностью… В основанной им газете «Совершенно
секретно» получал символическую зарплату — 1 рубль в год.
На официальном сайте холдинга «Совершенно секретно» подчёркивается отличие
этого издания от конкурентов того периода:
Разница между «Совершенно секретно» и «Огоньком» или «Московскими
новостями» была только в одном: свою газету Юлиан Семёнов создал с чистого
листа. Этот амбициозный человек, у которого было всё — и всенародная слава,
и полный достаток, обеспеченный 12-миллионным тиражом его бестселлеров, —
никогда не останавливался на достигнутом и всегда хотел быть первым. И
«Совершенно секретно» вошла в историю
отечественной журналистики как первое независимое, негосударственное СМИ в
нашем послереволюционном отечестве.
Основал издательство «ДЭМ» и журнал «Детектив и политика (ДИП)». Принял
активное участие в перестройке, написал ряд политически направленных,
обличающих сталинизм произведений: «Репортёр», «Тайна Кутузовского
проспекта», «Ненаписанные романы», «Процесс-38».
В книге «Лимониана, или Неизвестный Лимонов» рассказывается, что Семёнов
участвовал в возвращении репатрианта Лимонова и его произведений из
эмиграции в СССР.
Семёнов был одним из пионеров жанра «журналистские расследования» в
советской периодике.
Так в 1974 году, в Мадриде, ему удалось взять интервью у нацистского
преступника и любимца Гитлера Отто Скорцени, который до этого категорически
отказывался встречаться с журналистами, а работая корреспондентом
«Литературной газеты» в Германии писатель берёт интервью у бывшего
рейхсминистра Альберта Шпеера и одного из руководителей СС Карла
Вольфа.
Беседы с ними, а также история поисков Янтарной комнаты и других культурных
ценностей, перемещённых из СССР за границу во время Второй мировой войны,
были опубликованы Семёновым в 1983 г. в документальной повести «Лицом к
лицу».
Секретарь правления Союза писателей СССР.
Вице-президент Общества дружбы «СССР — Аргентина».
Член Советского комитета солидарности со странами Латинской Америки.
В 1960 году стал членом Союза писателей СССР.
В 1986 году становится президентом Международной ассоциации детективного и
политического романа (МАДПР) и главным редактором сборника «Детектив и
политика», издававшегося этой ассоциацией совместно с Агентством печати
«Новости», много сделавшего для популяризации в СССР детективного
жанра.
Дмитрий Лиханов вспоминал:
Он создал организацию, которая называлась МАДПР. Я помню, мы прилетели в
Мексику на конгресс, а председательствовал на нём мексиканский писатель,
который подозревал в Юлиане агента КГБ. Юлиан заказал в местной ритуальной
конторе венок, и вся наша делегация советская поехала и возложила этот
венок на могилу Троцкого. А поскольку тот писатель был троцкистом, то сразу
про свою неприязнь к Юлиану забыл.
Вместе с бароном Э. А. фон Фальц-Фейном создал
Международный комитет по поиску Янтарной
комнаты, куда входили также Жорж Сименон, Джеймс Олдридж, Георг Штайн.
Поиски никакого результата не имели.
В 1988 году Юлиан Семёнов, Василий Ливанов и Виталий Соломин открыли
Московский экспериментальный театр «Детектив» (создан решением Исполкома
Моссовета по согласованию с МВД СССР). Театр располагался в помещении
Центрального дома офицеров (ЦДО) МВД РФ (Лубянка, 13). В нём ставились
остросюжетные пьесы и детские спектакли. В 1992 году, когда Ю. С. Семёнов
уже находился в состоянии тяжёлой болезни, а руководил труппой В. Б.
Ливанов, уникальный театр был закрыт из-за конфликта на почве аренды
помещения.
Совместно с бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном, русским аристократом и
эмигрантом первой волны, занимался поиском и возвращением в Россию
утраченных культурных ценностей. В результате деятельности созданного ими
Международного комитета по возвращению русских сокровищ на родину в Россию
был возвращён прах Фёдора Ивановича Шаляпина, часть библиотеки
Дягилева-Лифаря, уникальный гобелен с изображением царской семьи из
Ливадийского дворца и многие другие культурные ценности.
«Он жаждал перемен, он страстно их желал, писал Горбачёву: „Умоляю вас,
Михаил Сергеевич, дайте людям землю. Наше — это ничьё“, — но распада (СССР)
не хотел точно. Он хотел сильной страны», — свидетельствовала его
дочь.
После внезапного инсульта, случившегося в 1990 г., Семёнов оказался
прикованным к постели и вернуться к работе уже не смог. Скончался Ю.С.
Семёнов 15 сентября 1993 года в Москве.
Болезнь и смерть писателя до сих пор повод для версий об его устранении.
Ольга Семёнова в фильме «Рассказы об отце. Юлиан Семёнов глазами дочери»
сказала, что её отца «устранили». Эта же версия проговорена в фильме «Он
слишком много знал…», снятом по сценарию Дмитрия Лиханова. «Устранение»
упоминалось и в воспоминаниях бывших коллег писателя. Режиссёр Борис
Григорьев в одном из газетных интервью говорил:
Конечно, мы смертны, но с болезнью и смертью Семёнова не всё чисто — мне
кажется, ему просто помогли уйти... Юлиан многим переходил дорогу, многим
был неудобен, потому что лез в такие сферы, в которые его не хотели
пускать... поэтому обширный инсульт, который с ним якобы случился, внушает
мне большие подозрения. Конечно, это только мои ощущения, я не врач, и
никаких доказательств у меня нет.
Работа для кинематографа
На протяжении всей творческой жизни Семёнов писал сценарии для кино,
преимущественно по мотивам своих произведений. Полная фильмография писателя
насчитывает более 20 экранизированных произведений, некоторые из которых
(Майор «Вихрь» (1967), Семнадцать мгновений весны (1973), Петровка, 38
(1980), ТАСС уполномочен заявить…(1984), Противостояние (1985)) продолжают
оставаться хитами российского кинематографа.
Семёнов также выступил в качестве режиссёра фильма «Ночь на 14-й параллели»
(1971) и актёра в фильмах «Будни и праздники» (1961) и «Солярис» (1972,
реж. Андрей Тарковский).
Награды
Орден Октябрьской Революции (1984)
Орден Дружбы народов
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982)
Премия КГБ СССР в области искусства
Факты
В ряде романов Семёнова («ТАСС уполномочен заявить», «Пресс-центр»,
«Аукцион» и др.) действует журналист Дмитрий Степанов, являющийся
отображением автора. В частности, Степанов вспоминает о съёмках в фильме
«Солярис», а среди институтских товарищей называет Евгения Примакова.
Семёнов появился в роли председателя научной комиссии в фильме «Солярис»
Андрея Тарковского.
Семёнов «поделился» с Максимом Исаевым (Штирлицем) своим днём рождения: и
автор, и его герой родились 8 октября (Штирлиц — в 1900 году, Семёнов — в
1931).
После выхода фильма «17 мгновений весны» все его создатели (режиссёр,
оператор, основные актёры и т.п.) получили Государственную премию РСФСР.
Единственный, кого не было в списках награждённых, оказался сам создатель
Штирлица и автор сценария фильма Юлиан Семёнов. Писатель впал в глубокую
депрессию.
В фильме «Спортлото-82» Леонида Гайдая большой популярностью среди
населения пользуется детективный роман писателя Гениана Зелёного
«Смертельное убийство». Также является намёком цитата, произносимая в
фильме М. Пуговкиным: «В этом романе писатель неточно описал Южную
Америку».
В романе «ТАСС уполномочен заявить» из цикла о Дмитрии Степанове
упоминается актёр Леонид Броневой как исполнитель роли Мюллера, тем самым
Семёнов упоминает экранизацию собственного произведения «Семнадцать
мгновений весны».
В 1984 году была создана многосерийная радиопостановка по роману «Приказано
выжить». Режиссёр — Эмиль Верник; автор инсценировки — Сергей Карлов.
Постановка была задумана как радио-продолжение знаменитого телефильма «17
мгновений весны»: в ней звучала музыка Микаэла Таривердиева, а главные роли
исполняли те жеВячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков. Текст от
автора читал Михаил Глузский.
В здании редакции газеты «Московский комсомолец» в октябре 2011 года
открыта (как автору издания) мемориальная доска писателя.
Из-за несогласия с режиссёрской трактовкой сценария Семёнов снял своё имя
из титров советско-венгерского фильма «Держись за облака» (1971, реж. Б.
Григорьев, П. Сас). Автором сценария в титрах числятся венгерский режиссёр
Петер Сас и некто Михаил Аверин — вымышленное лицо (на самом деле это имя
водителя Юлиана Семёнова).
В фильме «Не самый удачный день» (1966, реж. Ю. Егоров) старшая дочь
писателя Дарья Семёнова и её дядя Никита Михалков сыграли по сути самих
себя — они являлись прототипами главных героев повести «Дунечка и Никита»,
по которой поставлен фильм (в семье Дарью Семёнову звали Дуней).