Рядом со мной [в Саратовской
тюрьме] оказалась Наталия Сац . Ее,
"жену изменника Родины", так же как и
меня, привезли на переследствие.
Переболевшая в лагере тифом, истощенная до
предела, она походила на щупленькую девочку,
но уже с седой головой. Ее мучила тоска по
созданному ею детдому-театру, которому она
отдала много сил и таланта. Любовь к театру
была страстной и ревностной. Ей больно было
сознавать, что кто-то иной, посторонний
человек вторгся в ее театр, словно отобрал
рожденное ею дитя. Стремление вернуться в
театр было настолько сильно, что, казалось,
очутись Наталия Ильинична снова в нем, даже
под конвоем, это до известной степени
ослабило бы чувство несвободы и принесло бы
ей удовлетворение. Наряду с этим она так же,
как и мы все, была озабочена судьбой своей
матери и детей.
Своего мужа, наркома
внутренней торговлиВейцера
, впоследствии расстрелянного
, она вспоминала с большой любовью и
теплотой: "Где мой Вейцер, неужто погиб
мой Вейцер?" Как часто, разговаривая со
мной и тяжело вздыхая, повторяла она эти
слова. И вместе с тем, несмотря на тяжкие
обстоятельства, Наталия Ильинична (для меня
Наташа) сохранила творческую энергию, юмор,
любила шутку, меня называла Ларкина-
Бухаркина, читала мне стихи, сочиненные ею
перед отъездом из лагеря в московскую
тюрьму:
Сац, Наталия Ильинична (14 [27] августа 1903, Иркутск — 18 декабря 1993,
Москва) — советский театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперный
режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог. Народная артистка СССР
(1975). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Государственной
премии СССР (1972), Ленинской премии (1982), премии Ленинского комсомола
(1985), премии Совета Министров СССР (1979). Член Союза писателей СССР
(1962).
Наталия Ильинична Сац родилась в семье композитора
Ильи Александровича Саца
и оперной певицы Анны Михайловны Щастной. Племянница актрисы Н. А.
Розенель. Сестра — поэтесса
Нина Ильинична Сац
(1904—1924).
В 1904 году семья переехала из Иркутска в Москву. Илья Сац тесно
сотрудничал с Художественным театром, в 1906 году стал заведующим
музыкальной частью, — друзьями дома были К. С. Станиславский, Е. Б.
Вахтангов, В. И. Качалов и другие артисты МХТ, а также Сергей
Рахманинов.
Наталия Сац играла в Драматической студии имени А. С. Грибоедова. Получила
музыкальное образование — в 1917 году окончила музыкальный техникум имени
А. Н. Скрябина. Позже, в 1953 году, окончила театроведческий факультет
ГИТИСа.
С 1918 года, с пятнадцатилетнего возраста, Наталия Сац заведовала детским
сектором теамуз секции Моссовета. По её инициативе был создан первый театр
с репертуаром для детей —
Детский театр Моссовета (1918). С 1920
года и до ареста в 1937 году была директором и художественным руководителем
Московского театра для детей (с 1936 года — Центральный детский театр, с
1992 года — Российский академический молодёжный театр). В 1930-х годах
Наталию Сац приглашали ставить спектакли за рубежом. Большой успех имели её
постановки опер «Фальстаф» Дж. Верди в берлинском театре «Кролль-опера»
(1931, дирижёр Отто Клемперер), «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера и «Свадьба
Фигаро» В. А. Моцарта в аргентинском Театре Колонн (1931).
Осенью 1937 года Наталия Сац была арестована как «член семьи изменника
Родины»: её муж,
Израиль Яковлевич Вейцер, народный
комиссар внутренней торговли СССР, был арестован 3 ноября по обвинению в
контрреволюционной деятельности. В лагерях ГУЛАГ провела пять лет,
освобождена в конце 1942 года. Однако разрешения находиться в Москве не
имела, поэтому отправилась в
Алма-Ату, где в то время в эвакуации
находились многие ведущие артисты того времени. В столице Казахской ССР
Наталия Сац вновь принимается за своё любимое дело, и её усилиями в 1945
году открывается первый в Казахстане
Алма-Атинский театр юного зрителя,
который Н. И. Сац возглавляла в течение 13 лет.
В 1958 году Наталия Сац вернулась в Москву, руководила Всероссийским
гастрольным театром, а затем — детским отделением Мосэстрады. В 1964 году
организовала и возглавила первый в мире
Московский детский музыкальный театр
(открыт в 1965 году). С 1981 года преподавала в ГИТИСе, с 1984 года —
профессор. Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата
искусствоведения.
Наталия Ильинична Сац — основатель и руководитель шести детских театров,
среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире
музыкальный театр для детей, активный пропагандист музыкального искусства
для детей. Внесла большой вклад в развитие детского театра и
художественного воспитания детей, создатель целого направления театрального
творчества для детей. Явилась инициатором и совместно с С. С. Прокофьевым
создателем
музыкальной сказки для симфонического
оркестра «Петя и волк». Автор пьес, либретто детских опер и балетов,
книг и статей по вопросам музыкального воспитания.
Наталия Сац умерла 18 декабря 1993 года. Похоронена в Москве на
Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Награды и звания
Герой Социалистического Труда (1983)
Заслуженная артистка РСФСР (1933)
Народная артистка РСФСР (1967)
Народная артистка СССР (1975)
Государственная премия СССР (1972) — за постановку музыкальных спектаклей
«Три толстяка» (По роману Ю. К. Олеши, композитор —В. Рубин),
«Мальчик-великан» (музыка — Т. Н. Хренникова), «Сёстры» (музыка — Д. Б.
Кабалевского).(Премия за произведения литературы и искусства для
детей)
Ленинская премия (1982) — за постановку спектаклей и концертных программ
последних лет. (Премия за произведения литературы и искусства для
детей)
Премия Ленинского комсомола (1985) — за выдающиеся заслуги в эстетическом
воспитании детей и юношества
Премия Совета Министров СССР (1979)
Орден Ленина (1983)
Орден Октябрьской Революции (1989)
Орден Трудового Красного Знамени (1973)
Орден Дружбы народов (1978)
Медали.
Постановки
Московский театр для детей
«Негритёнок и обезьяна» (1927)
«Алтайские робинзоны» (1928)
«Аул Гидже» (1929) Н. Шестакова
«Про Дзюбу» Н. Сац (1929)
«Серёжа Стрельцов» В. Любимовой (1935, совместно с В. Д. Королёвым)
«Золотой ключик» А. Н. Толстого (1936, совместно с Королёвым)
детская опера «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. А. Половинкина
симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева.
Алма-Атинский театр юного зрителя
«Красная шапочка» Е. Шварца (1945)
«Двенадцатая ночь» (1947)
«Два капитана» Каверина (1948)
«Молодая гвардия» (1948)
«Два веронца» У. Шекспира (1949)
Московский детский музыкальный театр
«Три толстяка» (1967), «Мальчик-великан» (1970), «Ма́стер Ро́кле»
(1981), «Волк и семеро козлят» (1986), «Волшебная флейта» (1989), «Король
Лир» (1991), «Золотой остров» (1993).
Саратовский театр оперы и балета
«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова (1954).
Казахский театр оперы и балета
«Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини (1944).
Автор книг
«Театр для детей» (1925, совместно. с С. Розановым)
«Наш путь» (1932)
«Дети приходят в театр» (1961) — о рождении театра для детей, о театре как
разумном развлечении и средстве этического и эстетического воспитания
«Всегда с тобой» (1965) — о роли музыки в детском театре, о встречах с
деятелями искусства
«Илья Сац» (1968).
Написала ряд пьес и инсценировок: «Фриц Бауэр» (пост. 1928, совм. с В.
Селиховой), «Негритенок и обезьяна» (пост. 1927, совместно с С. Розановым),
«Про Дзюбу» («Шиворот-навыворот», пост. 1934) и др.