|
|||
|
Игорь Осипов: ...ЕСЛИ БЫ НЕ СВЕТЛОВ!
В сентябре 1952 года я с приятелем случайно пришел в театральный кружок Дома пионеров Фрунзенского района, который вела Александра Иосифовна Гроссман . Участвовал в нём в течение семи лет (до далеко не пионерского возраста), играл во всех спектаклях, которые она ставила в эти годы. Мы росли и играли довольно широкий репертуар: "Старик Хоттабыч", "Судьба барабанщика", "Робин Гуд", "Три толстяка"; вполне взрослые спектакли - "В добрый час" В. Розова и "Двадцать лет спустя" М. Светлова, который ставился неоднократно, с разными составами исполнителей в течение двух десятков лет. До сих пор думаю, что две последние пьесы были поставлены и сыграны никак не хуже, чем в профессиональных театрах. Интересно было всегда, Александра Иосифовна умела так "подвести" ребят к спектаклю, что перед премьерой ты достигал той степени ответственности и волнения, которые на спектакле приносили наилучший результат. Сама Александра Иосифовна во время любого спектакля стояла в конце зала у входной двери и "проигрывала" всю пьесу вместе с участниками. После спектакля обязательно был разбор. А после премьеры почти всегда следовало угощение в виде ненастоящего, но удивительно вкусного "эскимо", которое не таяло, поскольку было из какого-то крема, обсыпанного маком. Ни до, ни после я такого не пробовал и даже не знаю, где это бралось... Разумеется, она знала всё о наших семьях, школьных делах, а позже - о романах. Врать ей было бесполезно. Каким-то образом она ухитрялась ещё общаться отдельно с каждым из нас, дарить ко дню рождения книги (у меня их несколько) с замечательными пожеланиями. В трудное послевоенное время, когда во многих семьях не было отцов, это было праздником. Не знаю, какая профессия была записана в трудовой книжке Александры Иосифовны. Предполагаю, что-нибудь вроде - "педагог по художественному воспитанию детей и юношества". Но от неё самой однажды слышал, что в молодости она была ученицей и соратницей всем известной Наталии Сац , чья школа воспитывала незаурядных профессионалов. Поэтому, если Александра Иосифовна говорила о ком-либо: "Он человек творческий", это было высшей похвалой. Педагогическая работа для Александры Иосифовны была делом жизни, и плоды её труда не только в том, что не один и не два её воспитанника стали профессиональными актёрами, достаточно хорошо известными и даже популярными ( Старыгин , Королёва ). Другие ребята, которые вполне могли претендовать на такую же судьбу, выбрали другие профессии. Но все сохранили благодарность Александре Иосифовне за уроки добра, дружбы и товарищества. В общем, как говорится, мне повезло. Ссылки:
|