Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской
частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как
«исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация
России в Арктике».
Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых,
Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана(Берингово).
Административно Северный морской путь ограничен западными входами в
новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и
на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом
168°58′37″ з. д. Длина Северного морского пути от Карских Ворот
до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до
Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через
Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз
топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных
ископаемых).
Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие
через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из
порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12
840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских
миль.
Организационно Северный морской путь делится на:
Западный сектор Арктики — от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами
Мурманского морского пароходства.
Восточный сектор Арктики — от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами
Дальневосточного морского пароходства.
Основные этапы освоения
1616—1620 годы — царь Михаил Фёдорович запрещает торговым людям под страхом
смертной казни добираться морским путём из Архангельска в Мангазею. Сделано
это из политических соображений, чтобы оградить английских и голландских
моряков от проникновения в регион.
1648 год — Семён Дежнёв открывает пролив, отделяющий Чукотку от
Аляски.
Первая Камчатская экспедиция — подтверждение наличия пролива между Азией и
Америкой с декабря 1724 года по 1729 год.
Великая Северная экспедиция — ряд географических экспедиций вдоль
арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во
второй четверти XVIII века.
1874 год — ради получения премии, объявленной купцом М. К. Сидоровым,
английский капитан Джозеф Виггинс (англ.)русск. совершает плавание на
пароходе «Темза» от Сандерленда до Енисейского залива.
1875 год — плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа
Адольфа Норденшёльда на средства купца Оскара Диксона от Норвегии до
острова Диксон Енисейского залива.
1877 год — плавание из Лондона в Тобольск через Карское море парохода
«Луиза» иркутского купца А. К. Трапезникова.
1878—1879 годы — экспедиция А. Норденшёльда на барке «Вега», собранная на
средства шведского короля Оскара II, О. Диксона и А. М. Сибирякова, впервые
прошла весь маршрут Севморпути.
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у
полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного
Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных
пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 годах. Это плавание стало также
первым сквозным прохождением Северного морского пути российской
экспедицией.
Впервые за одну навигацию был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году
на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию
в 1934 году на ледорезе «Литке» (капитан Н. М. Николаев).
Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое
плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8
июля по 9 октября 1935 года.
О возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до
начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано
русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году — при этом он опирался
на результаты плаванияпоморов в XIII веке.
В середине XVI века англичане (Xью Уиллоби, Ричард Ченслер) предпринимали
ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им
проникнуть не удалось. После этого энергичные поиски северо-восточного
прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились.
Разработкой и теоретическим обоснованием такой экспедиции занимался М. В.
Ломоносов, связывавший свои планы с экспедицией В. Я. Чичагова (1764—1766),
и считавшего возможным плаванье через полюс к странам Дальнего Востока.
Ломоносов представил свои соображения и расчёты в труде «Краткое описание
разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу
Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении О северном
мореплавании на Восток по Сибирскому океану» (1762—1764). Много внимания
уделял теме Д. И. Менделеев, посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ;
он сотрудничал в этой области с адмиралом С. О. Макаровым, вместе с которым
занят был постройкой ледокола «Ермак», разработал высокоширотный
ледокол.
Поиски Северо-восточного прохода возобновились в середине XIX в., и в 1878
году швед Эрик Норденшельд неожиданно прошел в одну навигацию почти весь
путь, обогнув северную оконечность Евразии — мыс Челюскин (первое
достоверное плаванье мимо него) и зазимовал у берегов Чукотки. Вторым мимо
Челюскина прошел в 1893 году норвежец Фритьоф Нансен, а третьим был в 1901
году русский исследователь Эдуард Толль, остзейский барон.
Специалисты и власти отлично понимали, как могла бы преобразить
экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского
пути, связывающего Мурманск с Владивостоком.
Немалое внимание уделял попыткам освоения Севморпути Верховный правитель
России, сам в молодости принимавший активное участие в полярных экспедициях
и научных исследованиях в Арктике, адмирал Колчак. 23 апреля 1919 г. его
распоряжением при Российском правительстве был создан Комитет Северного
морского пути. 2 июля 1918
постановление об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по
исследованию Северного Ледовитого океана подписал председатель Совнаркома
В. И. Ульянов-Ленин. После поражения Восточного фронта Русской армии в
Сибири Комитет Северного морского пути в полном составе был сохранен и
введен в состав учреждений Сибревкома.
Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как русским
народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций
полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые
космонавты спустя несколько десятилетий.
В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая
транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути
осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево
море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём
воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты
Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём
(Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность —
никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии
авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных
прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный
флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942
года ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия
порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер». По
Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях.
Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. Большой вклад в
развитие арктического транспортного флота внес начальник Главсевморпути И.
Д. Папанин. За самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников
Главсевморпути награждены орденами и медалями СССР.
За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути
велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и
военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и
т. д.).
В период 1970—1980-х годов работа на Севморпути существенно
активизировалась. Это было связано с достижениями науки и техники, в том
числе постройки
атомного ледокольного флота: с 1960 года в
состав флота вошёл атомный ледокол «Ленин», с 1974 года в строй начало
входить семейство ледоколов «Арктика». Освоение северного морского пути
было связано с развитием Норильского комбината, что потребовало
круглогодичной навигации по маршруту Мурманск — Дудинка. Эта задача была
поставлена директору Мурманского морского пароходства В. А. Игнатюку в 1970
году. С 1971 года начальником администрации Северного морского пути стал К.
Н. Чубаков, который активно включился в решение этого вопроса. В 1972 году
был выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 года атомный
ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из
двух дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». В Арктике была
открыта круглогодичная навигация
Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути.
Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются
«Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф»,
Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка. По данным исполнительного
директора Некоммерческого партнерства по координации использования
Севморпути (и бывшего начальника Администрации Северного морского пути) В.
Михайличенко, по сравнению с 1980 годами объём перевозок по Северному
морскому пути снизился примерно в 5—6 раз с 6—8 миллионов тонн грузов в
год. Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991
году, после распада СССР. Однако лишь сравнительно недавно, вследствие
таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании.
Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и
Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34
судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов).
Подсчитано, что грузопоток может увеличиться с 2012 до 2019 в десять раз, а
в перспективе — в двадцать, до 50 миллионов тонн в год. Судьба Севморпути в
значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне
минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут
оказаться:
Лицензиаты уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами
свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной
провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских
бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля, в случае
экспорта в страны Юго-Восточной Азии.
Экспортёры СПГ с п-ва Ямал. Добывать газ планируется из Южно-Тамбейского
газоконденсатного месторождения, на разработку которого выдана лицензия
компании ОАО «Ямал СПГ».
Государство берет обязательства обустроить порт Сабетта и построить флот
газовозов ледового класса. Это поможет начать разработку газоконденсатных
месторождений полуострова Ямал.
«Эксперт Урал» № 48 (446). 06 дек 2010:
Вывести новый завод на полную мощность планируется в 2018 году, объём
необходимых капитальных вложений в развитие пилотного проекта оценивается в
18—20 млрд долларов (858,2 млрд рублей). Из них 264 млрд рублей потребуется
на создание танкерного флота ледокольного класса примерно на 20 судов
вместимостью 140—160 тыс. кубометров, чтобы обеспечить вывоз углеводородов
с Ямала. Эти затраты, надеется Новатэк, государство возьмет на себя.
Остальные планируется разделить со стратегическими партнерами, уже имеющими
опыт производства СПГ: компания намерена продать им до 49 % в проекте в
расчете на помощь в финансировании, технологиях и маркетинге СПГ на мировых
рынках. Пул инвесторов компания обещает сформировать до конца 2010
года.
В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн
(проведено 4 судна).
В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн
(проведено 34 судна).
В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию
составили 1,26 млн тонн. (проведено 46 судов). В этом же году состоялась
первая в мире перевозкасжиженного природного газа (СПГ) по СМП.
Танкер-газовоз Ob River перевёз 134500 м3 газа из Норвегии в Японию.
В 2013 году транзитные перевозки по СМП составили 1,16 млн тонн.
Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:
экономия на топливе;
уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда
персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;
отсутствует платеж за проход судна (в отличие от Суэцкого канала);
отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
отсутствует риск нападения пиратов.
С 2006 года компания ОАО «ГМК „Норильский никель“» осуществляет регулярные
круглогодичные морские перевозки по трассам Северного морского пути на
собственных арктических судах высшего ледового класса ARC-7 без привлечения
услуг по ледокольной проводке. Флот ОАО «ГМК „Норильский никель“» состоит
из 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» грузоподъёмностью порядка 15
000 тонн и 1 универсального танкера «Енисей» грузоподъемностью порядка 15
000 тонн. Технические возможности данных судов позволяют преодолевать льды
Северного ледовитого океана без ледокольного сопровождения практически
круглогодично. Компания осуществляет перевозки грузов морским транспортом в
объёме до 1,5 млн тонн ежегодно с заходом в порты Мурманска, Архангельска и
Дудинки. Помимо грузов, обеспечивающих производственные процессы, компания
осуществляет доставку социально значимых грузов для жителей Норильского
промышленного района.
В 2010 году впервые в истории компании и морского судоходства по СМП был
совершён экспортный рейс на судне «Мончегорск» по маршруту Мурманск —
Дудинка — Пусан (Южная Корея) — Шанхай (КНР) без ледокольной проводки. В
2011 году аналогичный рейс был совершён на судне «Заполярный».
В 2012 году принят федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного
морского пути», которым предусмотрен ряд мер по развитию СМП, в том числе
создание администрации Северного морского пути в форме федерального
государственного казенного учреждения. ФГКУ, подведомственное
Росморечфлоту, создано распоряжением Правительства РФ от 15 марта 2013 г. №
358-р.
Существует международный проект «Северный морской коридор» по созданию на
базе Северного морского пути единой транспортной системы портов и
инфраструктуры в северной части Европы