|
|||
|
АПЛ (атомная подводная лодка) Проект 705
Источник: Хлопкин Н.С.: Атомный флот, история и достижения АПЛ проекта 705 (1970 г.) - малого водоизмещения, с жидкометаллическим теплоносителем, комплексной автоматизацией, имела скорость 42 узла (главный конструктор реакторных установок И.И. Африкантов и В.В. Стекольников , рис.13 . Вспоминает Барсков М.К. Дело заключается в том (а председатель Государственной комиссии по этой подводной лодке Адмирал флота Егоров Георгий Михайлович , присутствующий здесь, может подтвердить), что речь шла о создании совершенно невероятной по тому времени подводной лодке. Представить себе, что атомная подводная лодка имела водоизмещение всего 2250 тонн! Для сравнения сегодня многоцелевая подводная лодка в Америке, в Великобритании и в России имеет водоизмещение от 8 до 10 тыс. тонн. Это была проблема, совершенно невероятная по своей сложности. Но почему я об этом вспоминаю. Вы понимаете, Анатолий Петрович был приверженцем, все об этом знают, водо-водяного направления в создании атомной морской энергетики. И, несмотря на это, он дал полную возможность Александру Ильичу Лейпунскому , который проповедовал жидкометаллическое направление, проявить свои лучшие качества и качество своего коллектива. И в связи с этим была создана уникальная подводная лодка, которая, трудно в это поверить, могла при своих скоростных и маневренных качествах уходить от наводящихся на нее торпед. Анатолий Петрович прекрасно выдержал все те тяготы и трудности, которые были в период создания этой подводной лодки. Тот период времени был достаточно сложный. Были люди (и не только люди, но и целые организации), которые категорически, на основе неудач, сопутствовавших созданию этой подводной лодки, требовали прекращения создания такой АПЛ. Анатолий Петрович помог устоять в этом деле. Мы понимали, а он лучше всех понимал, что, конечно, эта подводная лодка опережает свое время. Но он отлично понимал, что на основе создания первой, глубоко автоматизированной системы можно двигаться вперед, находить новые решения для строительства и создания океанского флота нашей страны. В целом люди, которые создавали эту подводную лодку, и Анатолий Петрович как научный руководитель, и Александр Ильич Лейпунский как главный конструктор по энергетической установке, и Георгий Ильич Копырин , и академик Игорь Васильевич Горынин , присутствующий здесь, его последователь в области применения титана на этой лодке, и академик Кирюхин Владимир Иванович - в области турбинной титановой установки, и Иосифьян Андроник Гевондович, и Трапезников Вадим Александрович, и многие другие, представляли замечательный коллектив, они много сделали не только для создания этой подводной лодки, но и для будущего нашего отечественного и мирового кораблестроения. И в этом я убежден. В ноябре 1971 г. первый вариант лодки-истребителя, получившей в западной печати наименование "Голубой кит", вышел в море под командованием капитана 1-го ранга А.С. Пушкина и прошёл Государственные испытания. Лодка второго варианта - основного, была испытана под командованием капитана 1-го ранга А.У. Аббасова и принята на вооружение флота в 1978 г. Ссылки:
|