Комплексная автоматизация АПЛ (атомных подводных лодок)
В
1958 г., академик Анатолий Петрович
Александров предложил Вадиму Александровичу принять участие в конкурсе
предэскизных проектов глубокой комплексной автоматизации нового класса
атомных подводных лодок - истребителей подводных и надводных кораблей
вероятных противников. Это предложение сулило немало важных
выгод.Во-первых, оно позволяло надеяться, что удастся не частично, не через
настойчивые "приставания" к руководителям предприятий, а по-настоящему, в
полном объёме, с обязательными программными сроками и плановым
финансированием осуществить действительно комплексную автоматизацию
управления - от силовой ядерной энергетической установки до боевых действий
кораблей.
Во-вторых, открывалась реальная возможность включить в Постановление ЦК
КПСС и Совета Министров СССР по новому проекту решение о строительстве
нового здания Института и наконец-то собрать разбросанные по всей Москве
лаборатории ИАТа под одной общей крышей. К счастью, мечта сбылась. В 1968
г. коллектив Института автоматики и телемеханики получил прекрасное и
отлично оснащённое здание на Профсоюзной улице.
Михаилу Лазаревичу Линскому - заместителю В.А.
Трапезникова, непосредственно руководившему строительством здания,
человеку, который отдал решению этой задачи, да и вообще делу развития
Института много физических и душевных сил, удалось раздобыть для нового
здания такие технические средства и такие материалы, применение которых в
те годы в гражданском строительстве считалось чем-то вроде государственного
преступления.
В-третьих, немаловажное значение для коллектива Института имела личная
заинтересованность сотрудников в этой работе (в ту пору о личной
заинтересованности говорить бы-ло не принято - "наверху" это не
приветствовалось), так как участие в проекте позволяло сформулировать темы
новых диссертаций, облегчало должностной рост и в случае успеха позволяло
рассчитывать на государственные награды.
Тем не менее предложение об участии в разработке проекта было всесторонне
взвешено. В.А. Трапезников провёл его обсуждение с ведущими сотрудниками
Института, прокон-сультировался с руководителями ряда отраслевых
институтов, в том числе и с теми, кого предполагалось привлечь к тесному
сотрудничеству. Оценивались все научные и организационные факторы, которые
могли повлиять на результативность работ. Принимая столь ответственное
предложение, легко было ошибиться, поскольку речь шла отнюдь не об
увеселительной прогулке. Одно дело, когда коллектив много лет работает в
определённой области и профессионально растёт вместе с ростом сложности
решаемых им задач. Другое - когда ситуация качественно иная: Институту
предстояло буквально скачком начать "мозговой штурм" принципиально новой
для него, крайне сложной и масштабной проблемы.
Реальная оценка возможностей Института выглядела примерно так. В
послевоенный период наблюдался общий подъём теории управления и техники
автоматизации. Чтобы подтвердить вывод, достаточно просмотреть издания
журнала "Автоматика и телемеханика" за те годы. Практически в каждом номере
"АиТ" того времени имеются статьи, впоследствии переработанные в целые
разделы самых хрестоматийных ныне учебников по теории управления.
Столь же заметный сдвиг происходил и в развитии технических средств
автоматизации. В конце 50-х годов промышленность начала выпускать
достаточно надёжные полупро-водниковые приборы, люминофорные управляемые
средства отображения информации, ло-гические элементы, первые цифровые
управляющие вычислительные машины и другие устройства.
А существовали ли организационные предпосылки для включения в столь сложную
деятельность, как работа над проектом новой подлодки? Некоторые были -
другие надо было терпеливо создавать. Прежде всего, Институт располагал
классными специалистами практически во всех разделах теории и приложений
управления и автоматизации. Так сложилось потому, что в ИАТе существовала
невиданная по тем временам свобода выбора тематики ис-следований. Это
позволяло самым разным сотрудникам и разнопрофильным исследова-тельским
группам находить свои "ниши" в общей проблематике теории и техники систем
управления. При этом сложившаяся в Институте автоматики и телемеханики
атмосфера свободы, открытости и взаимного доброжелательства немало
способствовала проявлениям инициативы и повышению чувства ответственности
за выполняемые работы.
Взяв на себя общее руководство подготовкой предложения по проекту, Вадим
Александрович ввёл новую для Института организацию работ. Рассматриваемая
проблема была разбита на несколько подпроблем-направлений, для решения
каждой из которых были созда-ны межлабораторные группы со специально
назначенными руководителями.
Всё это привело к тому, что было принято решение участвовать в конкурсе. На
выбор решения, по-видимому, сработало и назначение научным руководителем
всего проекта Анатолия Петровича Александрова - человека, который своей
увлечённостью делом был близок по духу самому Вадиму Александровичу. В.А.
Трапезников приложил огромные усилия, что-бы за время, чуть большее года,
организовать в Институте работу над таким проектным исполином. Были
налажены регулярные рабочие контакты с теми организациями, которые долж-ны
были предоставить всю исходную информацию. В результате к концу 1959 г.
были подготовлены 8 томов предэскизного проекта, которые 30 декабря
передали заказчику - Технической службе Военно-морского флота. Комиссия,
подводившая итоги, как сказали бы теперь, тендера, признала предложения
Института наиболее подходящими. Главными достоинствами иатовского проекта
были единая концепция построения управляющих систем и глубокая унификация
технических средств автоматизации и многих других решений.
Вскоре Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР В.А. Трапезников был назначен
научным руководителем комплексной автоматизации АПЛ, а Институт привлекли к
выполнению науч-ных исследований, предназначенных для обеспечения проектных
работ.
Невозможно переоценить всю сложность и ответственность работы, которую
при-шлось возглавить тогда Вадиму Александровичу. В обеспечении заданных
тактико-технических характеристик проектируемого корабля автоматизации
предстояло сыграть осо-бую роль. В конструкции корабля использовались
новейшие научные разработки того времени, причём не только в части систем
автоматизации и управления. Даже конструкция и форма корпуса атомной
подлодки была сверхоригинальна: такой лодки ещё никто не видел. Новый
флагман отечественного подводного флота создавался почти в одни сроки с
американским кораблём аналогичного назначения (последний известен из
открытой печати под именем
"Трешер" и погиб при проведении
испытаний).
Впоследствии все разработки для АПЛ (с некоторыми модификациями) были
перенесены на новую серию атомных ледоколов "Арктика", "Сибирь"
и другие. Научное руководство автоматизацией новых ледоколов также выполнял
Институт проблем управления во главе с В.А. Трапезниковым.
В ноябре 1971 г. первый вариант лодки-истребителя, получившей в западной
печати наименование
"Голубой кит", вышел в море под
командованием капитана 1-го ранга
А.С. Пушкина и прошёл Государственные
испытания. Лодка второго варианта - основного, была испытана под
командованием капитана 1-го ранга
А.У. Аббасова и принята на вооруже-ние флота в
1978 г.
Государственные испытания и сдача корабля флоту - сложная, ответственная и
трудоёмкая операция. Как они проходили тогда на головной опытной подлодке,
описано в книге "Подводная лодка "Голубой кит" Александра Сергеевича
Пушкина (да-да, именно так звали капитана первой отечественной атомной
подлодки нового поколения), изданной Подольской фабрикой офсетной печати в
1996 г. Государственную комиссию возглавлял адмирал флота, Герой Советского
Союза, заместитель главкома ВМФ по боевой подготовке флота
Георгий Михайлович Егоров - опытный офицер,
прослуживший на подводном флоте всю Великую Отечественную войну и
послевоенные годы. В книге своих воспоминаний "Фарватерами флотской службы"
Г.М. Егоров отмечает участие В.А. Трапезникова в первых глубоководных
маневренных испытаниях подводной лодки.
Последующая эксплуатация кораблей этой серии подтвердила, что выбранный
объём автоматизации и весь комплекс технических решений обеспечили
достаточно качественное и надёжное функционирование систем корабля во всех
режимах эксплуатации. Этот проект оказал серьёзное воздействие на всё
последующее развитие процесса автоматизации кораблей не только уровнем
совершенства заложенных в него технических решений, но и преодолени-ем
извечной боязни объёмной автоматизации, которая до реализации этого проекта
бытовала в кругу высокопоставленных лиц, ответственных за техническую
политику кораблестроения в нашей стране.
Интерес Вадима Александровича к новой области автоматизации не ограничился
работами над одним уникальным образцом подводной лодки. В 1968 г. он
организует инициативную группу по обобщению приобретённого опыта и
разработке общих для всех подлодок принципов автоматизации, а также выбора
перспективных технических средств автоматиза-ции. К этой работе он привлёк
не только сотрудников ИАТа, но и специалистов других организаций, что было
вполне естественно, поскольку за годы работы над АПЛ-истребителем сложились
неформальные и хорошо сработавшиеся группы специалистов. Вадим
Александрович всегда стремился к общению с "простыми" разработчиками,
всегда выделял людей способных и всячески подталкивал их к поискам нового.
Он говорил, что наша страна уникальна, прежде всего, тем, что у нас научный
и технический прогресс держится на людях, которые просто не могут не
создавать нового - это у них "в крови". При этом никаких экономических,
денежных стимулов для инноваций в стране, по сути дела, не было.
В 1969 г. Вадим Александрович выступает на совещании высшего руководства
ВМФ с докладом о структуре и принципах автоматизации перспективных АПЛ. В
этом докладе был дан детальный критический анализ действующих и вводимых на
вооружение систем, в том числе и собственных разработок, и предложены
принципы построения перспективных систем.
На протяжении тридцати лет В.А. Трапезников оказывал прямое или косвенное
(посредством организации поисковых научно-исследовательских работ)
воздействие на развитие теории и техники автоматизации
отечественного подводного флота. При этом
круг его собственных научных интересов естественным образом расширялся.
Решая задачи автоматизации корабельных комплексов, он и его сотрудники
выполнили значительный объём работ по управлению боевыми действиями
подлодок в типовых ситуациях контакта со средствами противодействия
потенциального противника. Вадим Александрович полагал, что пока Институт
способен получать новые результаты, полезные для совершенствования
отечественной оборонной техники, работы в этом направлении нужно
продолжать. Страна должна быть обороноспособна.