|
|||
|
Гибель, притянутая за уши [Войнович В.Н. и "Новый Мир"]
Телеграмму я прочел, когда рабочий день уже кончился, впереди был бесконечный уикенд. Читатель может себе представить, как долго тянулось время от пятницы до понедельника, до того нераннего часа, когда работники журнала приступают к своим обязанностям. В понедельник, явившись в тот же отдел прозы, я застал там, кроме Анны Самойловны (для меня она вскоре стала просто Асей), много людей и очень удивился, когда узнал, что все они собрались из-за меня. Сотрудники других отделов и члены редколлегии уже прочли мою повесть и теперь жали мне руку, улыбались, наперебой говорили комплименты, интересовались, откуда я взялся, что делают родители, где учился, кем работал и что пишу еще. Некоторые просто заглядывали в комнату, чтобы поглазеть на новое дарование. Тут же был мне представлен Игорь Александрович Сац - мой персональный редактор. Этот человек, совершенно седой и не имевший ни единого зуба, показался мне глубоким стариком. Ему было 58 лет. Стали обсуждать сроки - в какой номер поставить повесть. В двенадцатый? Нет, пожалуй, не успеем. Придется ставить в первый. Если бы я сказал, что ждать не желаю, они согласились бы на двенадцатый, но мне самому хотелось быть напечатанным в первом номере: конечно, трудно ждать лишний месяц, зато это будет первый номер первого года нового десятилетия. Решив вопрос с номером, вторую половину разговора сотрудники редакции осторожно предварили союзом "но". - Но? как бы это вам сказать? есть некоторые сомнения насчет конца повести. Ваш герой погибает - но это - поймите нас правильно - совершенно не нужно. - Как это не нужно?! Гибель героя была тем, ради чего строился весь сюжет,- и вдруг это не нужно? Я растерялся: как себя вести? Упереться, сказать, что ни в какую,- и отказаться от того, к чему так долго стремился? Вернуться к роли неудачника в потертых штанах и сбитых ботинках, прогоняемого из всех редакций? Я сказал: - Нет, без гибели героя обойтись нельзя. - Почему же нельзя? Разве вы сами не чувствуете, что эта гибель, извините, притянута за уши? Герой погибает совершенно бессмысленно. - Да, бессмысленно, но в этом и смысл, что бессмысленно! Я долго хранил страницы, не вошедшие в печатную версию повести, а потом все-таки потерял и потому пересказываю коротко своими словами. Выжившая из ума старуха Макогониха решила поддержать гаснущее в лампадке пламя и, не найдя масла, плеснула из канистры бензин. Дом вспыхнул. Сбежался народ, подъехали пожарные с бочкой на телеге, качают воду из колодца, вода, не доходя до брандспойта, вытекает в прореху рваного шланга. Вдруг дочь старухи вспомнила, что оставила в доме свою трехлетнюю дочку. Она рвется в огонь, ее не пускают, в огонь бросается герой повести Гошка Яровой. Не успел он скрыться внутри, выясняется, что девочка здесь, мать, обезумев от ужаса, забыла, что сама ее вынесла из огня. И в это время рухнула крыша, над домом столбом поднялись искры и, "уйдя в небо, смешались со звездами". Заключительной фразой про звезды я дорожил больше всего, а мне теперь говорили: - Это не нужно, эта гибель притянута за уши! - и даже: - Это типичная комсомольская гибель. Я не переставал удивляться. Как это типичная комсомольская?! Разве комсомольская - плохо? Я-то боялся, что повесть не пропустят именно потому, что она вовсе не комсомольская. Комсомольской она была бы, если бы Гошка спас девочку и потом получил за это орден (можно было, чтобы спас, но погиб и орденом награжден посмертно), но он погиб бессмысленно, никого не спасши и ордена, даже посмертно, не заработав. Тогда мне привели еще один довод: на шестой номер запланирована публикация повести другого начинающего прозаика, Георгия Владимова . Там герой тоже шофер и, как ни странно, тоже гибнет. - Куда же нам подряд две шоферские гибели? Я не знал, что возразить, хотя в этой новости самолюбию моему был приготовлен еще один пряник: повесть, полученная "Новым миром" задолго до моей, запланирована только в июньский номер, а моя, как сенсационное открытие, идет вне очереди, в первом. Я сказал, что подумаю, и мы с Сацем вышли в коридор покурить. Закурили: он сигареты "Памир", я - "Ароматные", в самом деле очень пахучие, очевидно, пропитанные одеколоном, и вдруг в коридоре появилась величественная фигура - Твардовский . - Александр Трифонович, вот познакомьтесь. Владимир ВОйнович. Сац уже знал, что мою фамилию следует произносить с ударением на первом слоге. Твардовский остановился. - Очень хорошо. Из этого мне стало ясно, что и он повесть прочел и ему она понравилась. Но руки мне Твардовский не подал и дальнейший разговор повел словно через переводчика: - А вы уже сказали ему, что смерть в конце повести не нужна? - Да-да, конечно. - И он согласился? - Согласился, согласился, - поспешно закивал Сац. - Ну, хорошо, тогда работайте. Твардовский пошел дальше, в свой кабинет, а я стоял растерянный, ругая себя за то, что так просто, без боя сдался. Забыл рассказать, что, еще работая над повестью, я вновь побывал в Поповке, встречался там с разными людьми, в том числе с бывшим председателем колхоза, ставшим секретарем райкома Жилиным . Я дал ему почитать еще фактически черновой вариант повести. Ему повесть понравилась. Он даже сказал мне, что, читая, плакал. Но ему захотелось тут же ее улучшить и приспособить к текущим нуждам. Он сказал мне примерно так: - Ты знаешь, повесть хорошая. Но зачем эта сумасшедшая старуха, которая устроила пожар? Она никому не нужна. Вот к нам в колхозы приходят калориферы с дефектами. И из-за них на полевых станах бывают пожары. Искренне желая мне помочь, он предложил переделать конец повести так, чтобы пожар случился из-за дефектного калорифера. Дал адрес калориферного завода и назвал фамилию директора, чтобы я обязательно ее упомянул. И очень огорчился, когда я отверг его предложение. Ссылки:
|