Дочь Илариона (Федора) Авраамовича. Была
первой женой
Царя Петра I до 1698 г. Венчание состоялось 27
января 1689 г. Это был последний в России брак государя с
соотечественницей.
Евдокия была выбрана в невесты Петру его матерью, Царицей
Натальей Кирилловной, без согласования с
женихом. Это было сделано ввиду давних связей
Нарышкиных с Лопухиными и в
надежде на помощь с их стороны в укреплении положения Царя Петра в качестве
единовластного Государя (к тому времени Лопухины занимали видное положение
среди дворянства и в армии). Правильность выбора подтвердилась в период
противостояния Царевны Софьи и Царя
Петра.
Первые годы супружества были относительно спокойными. В феврале 1690 г.
родился
Царевич Алексей, а через год —
Александр, который скончался в возрасте
7 месяцев (погребён в Архангельском соборе Московского кремля). В отличие
от советских историков и литераторов, не хотелось бы видеть причину
неудачной семейной жизни традиционно в том, что Царица не могла понять и
принять устремления царя Петра к реорганизации России, которые
сформировались, кстати, гораздо позднее.
Более обоснованной кажется точка зрения историка Н. И. Костомарова, который
считает, что охлаждение в семейных отношениях произошло по куда более
прозаичной причине, кроящейся в устроенной Лефортом связи между Царем и своей
предыдущей фавориткой
Анной Монс с целью укрепить своё
влияние на молодого Государя и способствовать реализации интересов
иноземцев в России. Царь Петр всей душой привязался к Анне Монс, которая, в
конечном счёте, предала его с лёгкостью, традиционной для куртизанки.
Из переписки Царицы видно, что она с болью переживала эту перемену, о чём
жаловалась своим родным, а те изъявляли неудовольствие поступками Царя. До
Государя доходили эти жалобы, но около 4-х лет Лопухиных не трогали. В 1697
г. перед поездкой Царя за границу, в связи с открытием
заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина,
был найден повод к ссылке отца Царицы и его двух братьев, бояр Сергея и
Василия, воеводами подальше от Москвы, без каких-либо оснований. Царь Петр
боялся формирования оппозиции в своё отсутствие и участия в ней
Лопухиных.
В это же время появляется первая мысль добиться добровольного согласия
Царицы на пострижение в монахини. Она отказывается, ссылаясь на малолетство
сына и его нужду в ней. Однако, по возвращении Петра и беседы с ним, её
насильно увозят в Суздальский Покровский монастырь, где в 1698 г.,
принуждают к постригу под именем Елены и
создают весьма тяжёлые условия для жизни. Её не только разлучили с сыном,
но и не дозволяли с ним видеться, что впоследствии привело к необходимости
тайных сношений и сыграло трагическую роль в судьбе не только их, но и
родных Царицы, приведя кого на пытку, кого в ссылку, а кого и на
плаху.
Это также лишило Россию законного престолонаследника, принявшего
мучительную смерть, прологом к которой явилось «одно из таких дел, каких не
видала Россия за своими Царями уже более столетия». «Нравственные понятия
русских в те времена не могли не возбуждать в народе порицаний поступка
Петра». Существует несколько народных песен, созданных по этому поводу и
популярных в то время. «Через 20 лет, когда насилие над Царицей Евдокией
обернулось новым страшным розыском, несчастный епископ Досифей, преданный
истязаниям, говорил: „Только я один в сем попался, посмотрите, что у всех
на сердцах“». «Петр своим поступком с женою оскорбил Православную Церковь,
потому что она, Церковь, одна имела данное от Бога право произносить суд
между мужем и женой».
Когда же в 1718 г. Петру понадобилось избавиться теперь уже от сына, он
вновь начинает следствие и по поводу опальной Царицы, желая
скомпрометировать её. Добившись покаянного письма от Евдокии и не решаясь
физически устранить её, Царь Петр переводит Царицу под строгий надзор в
Ладожский Успенский монастырь, где она пребывает до кончины Государя.
С воцарением Екатерины
I, её заключают в Шлиссельбургскую
крепость
в одиночную камеру со строгим и скудным содержанием, без права встреч
и переписки с кем бы то ни было, не исключая и священников. Даже охрана не
знала имени своей заключённой. В таких условиях Евдокия провела более двух
лет, пока не была освобождена своим внуком Императором
Петром II — сыном
Царевича Алексия.
В 1727 г. Верховный тайный Совет
издал Указ о восстановлении чести и достоинства Царицы, с изъятием всех
порочащих её документов и отменил своё решение 1722 г. о назначении
Императором наследника по собственному умыслу без учёта прав на престол.
«Это потревожило Меншикова и всех тех, кто некогда враждебно относился к
сыну освобождаемой Царицы, к её родным — Лопухиным». Была предпринята
попытка втянуть в интригу вокруг всего этого и Евдокию, но она нашла в себе
силы остаться в стороне. Ей был дан положенный Царице Двор и назначено
соответствующее содержание.
Она поселилась в Москве, сначала в Воскресенском монастыре в Кремле, а
затем переехала в более тихий
Новодевичий монастырь в знакомые
Лопухинские палаты, которые, как и рядом стоящая башня, до сих пор носят
это название. Но всего 4 года Господь судил Царице — инокине провести на
свободе. И за этот небольшой срок она похоронила двух любимых внуков
-Императора Петра II и Великую Княжну Наталию. Освободившийся престол
хотели было предложить Вдовствующей Царице, но инокиня Елена, умудрённая
жизнью, отвергла его.
Воцарившаяся Императрица Анна Иоанновна
относилась к Вдовствующей Царице с должным уважением и вниманием и сочла
своим долгом присутствовать на её погребении в Смоленском Соборе
Новодевичьего монастыря.
Так прошла жизнь последней Российской
Царицы, проведшей в заточении почти половину жизни (более 29 лет) и
явившая собой пример, может быть, одной из самых трагических судеб
царственных особ того времени. Но Господь ниспослал Государыне-инокине Свою
милость. Её прах единственный среди останков всех Российских Цариц не
претерпел осквернения. Выбор ею места погребения, вопреки традициям,
оказался промыслительным, так как
Воскресенский монастырь в Кремле — место
захоронения Цариц и Великих Княгинь был взорван богоборческой властью.
И ещё одно событие нельзя отделить от судьбы царственной инокини. В 1748 г.
на её родине в сельце Тинькове близ Калуги
был явлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы, впоследствии
названный Калужским. На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в
облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в
монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в
Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения этого образа.
Память о Государыне Евдокии Феодоровне — инокине Елене сохранилась в
нескольких портретах, личных иконах и вещах, хранящихся в Суздальском
Покровском и Московском Новодевичьем монастырях, в центральных и
провинциальных музеях, многочисленных дорогих вкладах во многие другие
монастыри и храмы. Также хранит её, возвышающийся над Спасо-Андрониковым
монастырем в Москве, храм Архангела Михаила, построенный на средства Царицы
и других Лопухиных, и служивший долгое время их родовой усыпальницей. В
Государственном Историческом музее сохранился её надгробный иконостас.
Во Владимирской области на берегу р. Тезы есть деревня
Дунилово, названная когда-то в честь
Дуни — будущей последней Российской Царицы, в которой сохранилось 12 храмов
и три монастыря. Этой деревней в
XVII—XVIII вв. владели Лопухины. Один из монастырей — Благовещенский — был
построен её отцом. Там она тайно встречалась с сыном Царевичем Алексием. А
сохранившийся Покровский собор, также возведенный Лопухиными, и поныне
является самым большим храмом и приходом. В нём находится чудотворная икона
— подарок Царицы Евдокии и Царя Петра. Святейший Патриарх Алексий II во
время своего посещения назвал эту деревню «жемчужиной древней Руси».