Строительство Челябинского металлургического комбината
В 1929 г. в СССР началась
индустриализация, стране нужно было
много металла. В 1930 г. Правительством СССР решено искать место для
нового
металлургического гиганта на основе месторождения Бакальского руд. В ноябре
1931
г. Правительством СССР определена Першино-Каштакская площадка для
строительства
металлургического завода. В 1931 г. Митрофан
Архипович Жариков возглавил
возглавил экспедицию, направленную ЛенГипромезом на Урал, для
окончательного
решения о месте постройки Бакальского металлургического завода. Из
имевшихся
площадок он выбрал Першинскую, предопределив тем самым появление
Челябинского
металлургического комбината, оказавшего значительное влияние и на развитие
самого Челябинска. В ноябре было создано специализированное управление
"Бакалстрой", начальником которого стал Жариков. 15 мая 1932 г. в
газете
"Челябинский рабочий" Жариков написал о начале строительства Бакальского
сталелитейного завода. В порядке подготовительных работ были построены:
железнодорожная ветка от станции "Шагол" до мельзавода "Победа",
железнодорожный
мост через реку "Миасс" и виадук через Свердловский тракт, школа ФЗО
(средняя
школа №29, ныне не сохранилась), 40 бараков, 12 двухэтажных домов, что
составило
известный в ту пору поселок Бакал. Кроме того в Каштакском бору на берегу
реки
Миасс была построена дача, позже рядом появились другие дома, бараки,
землянки,
образовавшие небольшой поселок... известный несколько десятилеий под
именем
"Жарикова дача". Для завода были заказаны в Германии электропечи. В
Германии
между тем пришли к влати фашисты, они не стали поставлять в СССР
электропечи
(была сделана только одна для Электростали), финансирование строительства
металлургического завода на 1935 г. было остановлено. Тогда Жарикова
направили в
г.Ревду Свердловской области начальником Уралсредмедьстроя. 8 октября 1936
г.
М.А. Жариков, находившийся в служебной командировке в Москве, был
арестован
органами НКВД, Жарикова оклеветали и
расстреляли.
Перед войной о намеченном
строительстве вспомнили и 14 января 1941 г. подписан приказ об организации
СМУ
Бакалметаллургстрой для возобновления строительства металлургического
завода. Но
реально завод начал строиться только после начала Великой Отечественной
войны. С
запада страны стало поступать эвакуированное оборудование с заводов
Запорожья,
Электростали. Вместе с оборудованием приезжали и специалисты. 8
сентября 1941 г.
на ст. Шагол прибыл первый эшелон с эвакуированными из Запорожья, поезд
подошел
к конечной станции Мельничный тупик. Эвакуированные увидели кругом поля,
чередующиеся с березовыми рощами. На противоположном берегу реки на
пустыре
разместился барачный поселок, многие бараки в нем стояли недостроенными.
10
сентября приступили к работе. "Бакалметаллургстрой" возглавил приехавший
из
Куйбышева С.Г. Финкельштейн. Специалистов
гостеприимно разместили в Першино,
Каштаке, Баландино, Жариковой даче. Строительство шло неспешно, стране
катастрофически нужен был металл связи с потерей металлургических заводов
Украины и весной 1942 г.
армия А.Н. Комаровского на ЧМЗ
"Челябметаллургстрой" выводится из Особстроя, а
5-я
саперная армия А.Н. Комаровского перебрасывается из под Сталинграда
на
строительство ЧМЗ. Сюда с разных строек страны были направлены около 8
тысяч
квалифицированных рабочих и инженеров, строительные части, которые
воздвигали
оборонительные рубежи в Сталинграде.
трудармия
Основным источником рабочей силы для
Челябметаллургстроя стала так называемая "трудовая мобилизация
немцев". Она
началась летом 1941 г. после указа
Президиума Верховного Совета СССР "О
переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". В "трудармию"
также попали
военнослужащие Красной Армии немецкой национальности, политиммигранты из
Германии и стран Восточной Европы, находившиеся в СССР, а также советские
граждане финской, румынской, болгарской, венгерской, итальянской, чешской
национальностей. Первые трудармейцы прибыли на строительство
металлургического
завода в январе 1942 г. На целине им предстояло самим строить землянки.
Всех
прибывших определяли в стройотряды и на лагерные участки. В 1942 г. на ЧМС
было
четыре участка, укомплектованных заключенными, и 16 стройотрядов
трудмобилизованных. Суровые испытания выпалю на долю первых трудармейцев.
Условия в лагере были ужасные. Неустроенный быт, плохое питание, огромная
физическая нагрузка привели к тому, что в трудармии свирепствовали болезни.
Жили
они в зонах, огороженных колючей проволокой, по углам - вышки с
вооруженными
охранниками. Ходили всегда строем, в сопровождении военных с собаками. За
порядком на строительстве зорким оком следил генерал-майор А. Комаровский.
Соцгород
Когда пустили ТЭЦ, начали строить и Соцгород. В 1943 г. появился первый
двухэтажный
кирпичный дом по ул. Сталеваров. Для строительства Соцгорода была принята
такая
транспортная схема: железнодорожные тупики проходили там, где сейчас улицы
Социалистическая, Мира и перекресток ул. Сталеваров в районе дома №42.
Стеновые
и другие материалы разгружались из вагонов в железнодорожных тупиках. От
тупиков
к строящимся кварталам были проведены кольцевые узкоколейные дороги. По
этим
дорогам кирпич, раствор и другие материалы подвозились к стройке на
вагонетках с
конной тягой.
Пуск Челябинского металлургического комбината
Несмотря на тяжелые условия, холод и голод, 19 апреля 1943 г.
состоялся первый пуск качественной стали на ЧМЗ. Электропечь,
эвакуированная с
Электростали, собранная в невероятные сроки, дала первый металл, этот день
является днем рождения завода. Вместе с заводом постепенно строился и
район,
застраивались улицы Сталеваров, шоссе металлургов, Электростальская,
Социалистическая. В декабре 1943 г. организована первая больница в бараке
на 10
коек (ныне больница №6), поселки Першино и Каштак включены в состав
Сталинского
района г. Челябинска, в 1945 г. открыт первый кинотеатр "Металлург" (ныне
снесен, на его месте построен храм Св. Георгия), построен Центральный клуб
строителей. В победном мае 1945 г. началось регулярное автобусное движение
от
Соцгорода до центра Челябинска, до этого транспортом в районе служил
маленький
паровоз с вагоном, ходивший по шоссе металлургов к заводу.