Фердинанд Порше (нем. Ferdinand Porsche; 3
сентября 1875, Мафферсдорф, Австро-Венгрия - 30 января 1951, Штутгарт,
Западная Германия) - один из самых выдающихся автомобильных конструкторов
XX века. Основатель
компании Porsche Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в маленьком городке
Мафферсдорф в семье судетских немцев. Отец Фердинанда - Антон Порше, владел
ремонтной мастерской. Умелый жестянщик, он пользовался уважением местных
жителей и даже избирался на пост мэра. У Фердинанда были также старший брат
и старшая сестра. Антон Порше собирался сделать своим наследником старшего
сына, но тот погиб в результате несчастного случая, когда работал
подмастерьем в мастерской. После этого старшим сыном и наследником отца
стал Фердинанд Порше. В мастерской отца юноша начал работать с 15 лет. В то
время у него не было сомнений в том, что он пойдёт по стопам отца. Но
вскоре его интересы поменялись и он решил поступать в техническое училище.
С утра он работал в мастерской отца, а вечером отправлялся на занятия в
училище в соседний Райхенберг.
На рубеже столетий Фердинанд создал свой первый самодвижущийся
экипаж Lohner-Porsche с двумя электромоторами мощностью две с половиной
"лошадки" каждый, размещёнными в ступицах передних колёс (Гран-при
Парижской всемирной выставки 1900 года).
В 1906 году Порше стал техническим директором и главным конструктором
венской фирмы, производившей автомобили Austro-Daimler. Под его
руководством создаются модели Prinz-Heinrich, Sascha, ADM и ADR.
За разработку военной техники (машин с гибридными силовыми установками,
моторов для дирижаблей и самолётов) в годы Первой мировой войны Порше, не
имевший высшего образования, удостоился звания заслуженного профессора
Венского технического университета и получил от кайзера крест "За
заслуги".
В 1923 Фердинанд занял должность главного инженера штутгартской компании
Daimler AG, где возглавил постройку гоночного автомобиля с двухлитровым
двигателем. Самыми знаменитыми Мерседес, созданными под началом Порше,
стали спортивные - S и SS.
В 30-х годах Фердинанд Порше был приглашён в Россию и побывал на
авиационных и танковых заводах. Ему было предложено переехать со всем своим
конструкторским бюро в СССР и работать по специальности в области
танкостроения, авиационной и автомобильной промышленности.[источник не
указан 341 день] Но он отказался. Позже, уже во время Второй мировой войны
немецкая военная разведка потребовала от него данных о русской военной
промышленности: об оборудовании, технологических секретах, о выплавке
стали. Но Порше отказался давать эти сведения, мотивировав это тем, что в
тот момент русские предлагали ему чисто коммерческую сделку, в которой они
чуть не стали партнёрами. Так уж сложилось в жизни, что сделка не
состоялась, но, тем не менее, конструктор не имеет никакого морального
права разглашать сведения о коммерческом партнёре. Этот отказ - тайна и
загадка Фердинанда Порше.
6 марта 1931 года в Штутгарте открылось конструкторское бюро Porsche,
занявшееся разработкой двигателей всех типов, а также мотоциклов и
автомобилей.
Вскоре по заказу фирмы Zundapp были построены три экземпляра Volksauto,
ставшего прообразом знаменитого
"Жука". Историки и биографы утверждают:
если бы Порше разработал одну только эту машину, его имя и тогда вошло бы в
историю мировой автомобильной промышленности
За время Вторая мировая война бюро Porsche создало вездеходы и
амфибии на базе "Жука", немецкие боевые машины: самоходное орудие
"Фердинанд" и сверхтяжёлый (188 т) танк "Мышь" (нем. Maus).
В конце 1943 года при налёте союзной авиации был уничтожен весь архив бюро.
В начале следующего года уцелевшее оборудование и документы были перевезены
в австрийский городок Гмюнд и размещены в здании местной лесопилки. Именно
здесь Фердинанд Порше и его 36-летний сын Фердинанд Антон Эрнст (Ферри)
встретили окончание войны.
В декабре 1945 отца и сына арестовали по делу, возбужденному французским
министерством юстиции. Почти 20 месяцев Фердинанд провёл в тюрьме (Ферри
выпустили в марте 1946 года). Лишь 1 августа 1947 года с профессора сняли
обвинения, правда, взяли подписку о невыезде в течение года из французской
зоны оккупации. Это обстоятельство, а также серьёзно подорванное в
заключении здоровье заставили Фердинанда отойти от руководства бюро и
ограничиться консультированием Ферри и его помощников...
После освобождения Австрии её правительство наложило арест на всё
германское имущество и банковские счета, в том числе и на капитал бюро
Porsche. Пришлось срочно искать спонсоров. Эту роль взяли на себя два
швейцарца - руководители цюрихского рекламного агентства фон Ценгер и
Бланк.
Возвращение бюро в Германию состоялось в конце 1949 года. Производство
въехало в мастерские, арендуемые у размещенной в Цуффенхаузене, пригороде
Штутгарта, кузовостроительной фирмы Reutter. 30 января 1951 года Порше,
перенёсший инсульт, скончался. Полнота власти в фирме перешла к Ферри.