|
|||
|
Проектирование "тигра" и "пантеры" и "фердинанда"
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. Проектирование "тигра" возобновилось и велось с лихорадочной поспешностью. Разочарование в машинах прежних типов было настолько велико, что "отец танков" и его помощники бросились в другую крайность. Стремясь создать абсолютно неуязвимую машину, они превратили "тигра" в 55-тонную глыбу металла. Такая высокая материалоемкость исключала выпуск танков в больших количествах. Управление вооружений было вынуждено заказать еще один танк, более маневренный и по массе приближающийся к советскому Т-34. Но конструкторы и тут настояли на утяжелении брони, в результате чего масса машины, впоследствии получившей название "пантера" , превысила 45 тонн. С фронта одно за другим летели донесения о полном бессилии немецких пушек против мощных советских танков. Пришлось фашистам браться за создание новых орудий на колесном и гусеничном ходу. Но внезапно одолевшая проектировщиков страсть к гигантизму сказалась и тут. Порше сконструировал бронированное чудовище с длинноствольной пушкой зенитного калибра 88 мм. Неповоротливый колосс весом 68 тонн нарекли "фердинандом" . Особую зависть в секретных кабинетах фирмы Порше вызывал русский танковый дизель-мотор . Немецкие конструкторы в конце концов от создания подобного двигателя решили отказаться: объем различных изменений, обрушившихся на производство, и без того превзошел все пределы... Как ни старались засекречивать фашисты освоение новых машин, ни для кого не оставалось тайной, что переходы от одной модели к другой вели к резкому сокращению выпуска столь сложной продукции в течение первых четырех-пяти месяцев. Гитлеровцы едва успевали восполнять потери в материальной части, которые несли на фронтах, несмотря на то что обладали ресурсами почти всей Европы. В советском тылу продолжался выпуск боевых машин, выдержавших суровую проверку в первый период войны. На шасси своего "забракованного" танка Порше сконструировал 88-мм штурмовое орудие, которое у нас известно под названием "фердинанд" , немцы же его называли "элефант" ("слон"). Боевая масса "фердинанда" - 68 тонн, лобовая броня представляла собой вертикально поставленную плиту толщиной 200 мм. Экипаж - шесть человек, а скорость - всего 20 км/ч. Малоподвижная машина первоначально не имела даже пулемета, так как немцы намеревались использовать ее для борьбы с танками на больших расстояниях. Бронебойный снаряд 88-мм пушки "фердинанда" на дистанции 2000 метров мог пробить 100-мм броню. Таким образом, штурмовое орудие "фердинанд" являлось весьма опасным противником, особенно на дальних дистанциях прямого выстрела. Было изготовлено около 120 "фердинандов", которые применялись в составе двух батальонов штурмовых орудий на северном фасе Курской дуги летом 1943 года во время немецкого наступления в этом районе. Там "фердинанды" понесли большие потери. Еще раз их использовали в бою под Житомиром , после чего уцелевшие машины немецкое командование перебросило на итальянский фронт. Еще один раз на советско-германском фронте их видели во время немецкого контрнаступления в районе озера Балатон в начале 1945 года. Там оставшиеся экземпляры этих машин нашли свой бесславный конец. В сравнении с советской тяжелой самоходной артиллерийской установкой САУ-152 "фердинанд" имел преимущества лишь по толщине лобовой брони да еще по качеству прицельных приспособлений, значительно уступая по калибру орудия и максимальной скорости движения. К этому следует добавить, что советская самоходка была легче немецкой машины на 23 тонны и выпускалась в достаточном для фронта количестве. Ссылки:
|