Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Траки танка КВ

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

После войны Танкоград стал легендарным, его биография почти сплошь состоит из победных реляций. А ведь не было, пожалуй, ни одной победы без неудач, и за многие из них по тому, скорому на расправу закону военного времени каждый из нас мог оказаться за колючей проволокой, а то и вообще не сносить головы.

Ахиллесовой пятой танка KB, выпестованного кировцами в Ленинграде, была ходовая часть, и прежде всего "башмаки" - траки, отливавшиеся из низколегированной стали. Выбор такой марки, да еще для литых траков, был грубой ошибкой конструкторов и металловедов. Гигант танк был поставлен на глиняные ноги.

Но вот с фронтов стали поступать известия о поломках траков в боевых условиях. С порванной гусеницей, вращаясь на месте, танк превращался в крупную, хотя и прилично бронированную, мишень и в конце концов погибал. Разрыв обеих гусениц под огнем противника полностью исключал возможность ремонта, смены траков на ходу в боевых условиях. Танк и его экипаж становились обреченными.

Как обычно, Ж. Я. Котин стал объяснять поломку траков изъянами в технологии - плохим качеством литья. Но вот грянул гром. Грянул он в декабре 1941 года во время ожесточенной битвы под Москвой . Точнее, под Мценском , где танкисты полковника Катукова насмерть дрались с танковой армадой Гудериана . В бригаде кроме танков Т-34 были и танки KB нашего Кировского танкового завода на Урале. Бойцы любили наш танк, смелее шли в бой под его прикрытием, ведь мощнее его тогда не было, именовали "уральским мамонтом". И вот в одной из операций, близ станции и деревни Горюны, танкисты группы лейтенанта Лавриненко погибли в бою из-за выхода из строя ходовой части сразу трех машин. Поломки случались и ранее, но все "в розницу", а тут... Очень приметно!

За ходом боев на этом участке фронта напряженно следил сам Верховный Главнокомандующий Сталин - здесь решалась судьба столицы. Ему и доложил полковник Катуков , позже маршал бронетанковых сили, о срыве операции из- за выхода из строя танков KB по техническим причинам. Рапорт с резолюцией Сталина "Почему и кто виноват?" лег на стол наркома танковой промышленности Малышева .\ Тот немедленно вызвал в Москву директора завода Зальцмана , генерального конструктора Котина и главного металлурга.

Известный вопрос "кто виноват?" ставился в очень опасной форме. Виновник мог быть обречен как пособник врага. На предварительном совещании- полудопросе у наркома Котин заявил, что сталь марки 27СГТЛ была принята для траков в результате длительных и успешных полигонных испытаний, проводившихся в Ленинграде накануне войны. Поломки траков, отлитых в Челябинске, очевидно, объясняются плохим качеством отливок и плохой их термической обработкой. Словом, как обычно - "жена Цезаря вне подозрений". Зальцман согласно и сокрушенно подтверждал эту мысль, покачивая головой, как всегда поддерживая своего друга.

Однако нарком, опытный инженер и вдумчивый руководитель, захотел выслушать мнение металлурга, кандидата во вредители. Возражая Котину, он доложил, что поломки траков закономерны, что сталь 27СГТЛ, из которой их отливали, малопригодна для таких тяжеловесов, тем более зимой. Была высказана мысль, что поломки траков могут стать массовыми. Вывод зловещий: использование этой стали в литых траках тяжелого танка может привести к тяжелейшим последствиям. Надо менять марку стали и переводить траки с литья на штамповку...

Конец перепалке положил Малышев:

- Вы за новую марку стали лично ручаетесь? Головой своей ручаетесь?

- Гарантирую надежную работу гусениц из этой стали в любых ситуациях, кроме повреждения от прямого попадания снаряда.

И еще... Малышев звонит помощнику Верховного Главнокомандующего Поскребышеву и уточняет с ним время визита к Сталину...

Дальше все было как во сне! Прием в Кремле был назначен по-сталински - на два часа ночи. Малышев кратко и точно доложил о раскладе мнений и поддержал соображения в пользу перехода на траки из горячекатаной заготовки из новой марки стали, сказав, что сейчас танк KB представляет собой колосс на глиняных ногах. Затем он попросил Сталина дать указание Магнитке приступить к освоению новой марки и поставке ее нашему заводу в виде профильного проката. Сталин слушал, медленно прохаживаясь по кабинету, посасывая потухшую трубку. Затем, остановившись перед Зальцманом, спросил:

- Скажи, как называется твой танк? - Хотя хорошо знал его название.

- Танк KB - "Клим Ворошилов", - ответил бледный как мел Зальцман .

- Тогда что ты здесь делаешь? Иди к Ворошилову и подключай его к делу. Кстати, его сынок, кажется, у тебя работает? ( П. К Ворошилов был на заводе зам. генерального конструктора по танковому производству в СКБ-2 ).

- Да, - подтвердил почти с нескрываемой радостью Зальцман, поняв, что гроза вроде миновала.

- Он - заместитель вот его, Жозефа Яковлевича Котина , генерального конструктора по танкам.

Сталин знал подтянутого молодого генерала. Будучи главным конструктором Кировского завода в Ленинграде, Котин еще в 1940 году демонстрировал перед членами Политбюро танк КВ.

- Ну, вот совместно и нажмите на Магнитку, и немедленно. Не подводите армию и себя. И учтите, что еще раз по такому поводу буду с вами разговаривать, не я, а другие...

Это были последние слова - напутствие и предостережение, которые мы услышали от Сталина. Он отпустил нас легким движением здоровой руки. Малышева же задержал у себя... Проблема была после этого решена без проволочек. (Следует сказать, что ходовая часть и трансмиссия танков, судя по воспоминаниям, доставляла конструкторам-танкоградцам больше всего неприятностей. Я.Е. Гольдштейн описывает очень характерный эпизод, когда злополучие с ходовой частью дошло до самого главного кабинета страны - до самого Главнокомандующего Сталина. Больше всего в "ходовых" ситуациях приходилось разбираться, принимать удар на себя и исправлять положение заместителю главного, а затем и главному конструктору Танкограда Духову .

Когда, к примеру, не во что стало "обувать" танки, не успевали штамповать траки и KB столпились на выходе с завода (срыв поставки на фронт - расстрел ), именно он придумал штамповку полутраков. Расстрельный срыв был ликвидирован.

А случай с постановкой узла с трофейного танка (воспоминания А. И. Белоносова ), когда на докладной с фронта о явном вредительстве - танки выходят из-за этого из строя на поле боя - Сталин рекомендует росписью на ней: "Сволочей надо расстреливать!", "сволочью" оказался главный - Духов . И спасло его лишь чудо по тем временам - следователь оказался толковым и порядочным - разобрался и спас "вредителя"...

Сколько их было, таких "рас-стрельных" ситуаций! Все они в войну под расстрелом ходили, герои Танкограда. Духов же - до смерти Самого и в атомном ведомстве . - Сост.

Ссылки:

  • ТАНК КВ - КРЕПКИЙ ОРЕШЕК
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»