|
|||
|
Реорганизация наркрматов, борьба за массовое производство, 1939 г
Мощности социалистической индустрии, особенно машиностроения, необыкновенно выросли за годы первых двух пятилеток. В резолюции XVIII съезда ВКП(б) : " Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.)- отмечалось: "По сравнению с 1932 годом- последним годом первой пятилетки - продукция промышленности в 1937 году выросла на 120,6 процента. Установить объем продукции по всей промышленности СССР в 1942 году, на последний год третьей пятилетки, в 184 миллиарда рублей против 95,5 миллиарда рублей в 1937 году, то есть рост промышленной продукции за третью пятилетку на 92 процента". Фактически каждую пятилетку шло удвоение количества производимой продукции! Что означало это для народных комиссаров? Гигантское возрастание объема работы, новые сложности "дирижирования" взаимосвязями отраслей и предприятий. Зрелость индустрии, помимо масштаба производства, выражается, как известно, в развитии специализации предприятий, кооперирования, в интенсивном "отпочковывании" отраслей, ускоренном развитии их. Накануне Великой Отечественной войны в создании автомобиля на Московском автозаводе участвовало в порядке кооперирования 258 предприятий, в выпуске трактора на СТЗ - 283 предприятия... Малышев с глубоким пониманием относился к заботам И. А. Лихачева , работавшего рядом с ним (в "лихачевский" Наркомат среднего машиностроения попали автомобильные, тракторные заводы)... Автомобиль подгонял многих. Он заставлял металлургов учиться поставлять высококачественные стали вместо "торгового железа", годного на поделку телег, тарантасов; станкостроителей - давать новые станки, нужные для изготовления более сложных деталей; химиков и резинщиков заставлял создавать новые краски и резину, годную уже не для одних калош. Лихачев воевал со смежниками горячо, с необыкновенной решительностью. Он и уставший, гордый очередной победой, отдыхая, не упускал случая посмеяться над паровозниками: "Вам, паровозникам, легко - вы дюймами еще работаете . А мы да еще Авиапром микроны ловим... Сложности наступали... И Центральный Комитет партии очень своевременно, учитывая, как тяжки стали "бразды правления", произвел реорганизацию прежде всеобъемлющих Наркомтяжпрома , Наркоммаша и Наркомата оборонной промышленности . К XVIII съезду ВКП(б) вместо 15 наркоматов стало 34. Эта перестройка была важной предпосылкой роста, усиления оперативности, гибкости руководства, серьезной мерой на случай прямой военной опасности. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1939 года "О разделении Комиссариата машиностроения" - Малышев запомнил его почти целиком - убеждал в одном: хватало в его "хозяйстве" и того и другого. И паровозов, и сверхточных производств... Заводы - и каждый со своим характером, самобытной историей - были известны пока лишь в общих чертах. Заводы, освободившие нашу страну от импорта дорогостоящего оборудования для домен, мартенов, угольных шахт, создававшие прокатные станы, машины для агломерации руды... Что же еще? Три богатыря паровозостроения , и каждый со своим лицом Коломенский , Ворошиловградский имени Октябрьской революции , брянский завод "Красный Профинтерн" ... Наконец, целое семейство станкостроительных предприятий - завод "Станколит" , завод "Красный пролетарий" , завод "Калибр" и завод "Фрезер" - первенцы первой пятилетки, заводы массового производства - Горьковский завод фрезерных станков , завод "Комсомолец" в Егорьевске ... Меньшие по масштабу, но важные дизельные заводы - завод "Русский дизель" , з авод "Двигатель революции"... И всего 86 заводов, пять научно-исследовательских институтов, четыре учебных института, двенадцать техникумов и даже свое издательство. Оставаясь ночами в своем кабинете на Садово-Кудринской улице, где стал помещаться Наркомтяжмаш после недолгого пребывания под одной крышей с Госпланом, Малышев успевал изучить, переработать невиданное количество информации. Директивы ЦК ВКП(б), отчеты главков, заводов, предварительные предложения Госплана, отчеты Наркомата финансов СССР, справки ЦСУ, доклады Госплана СССР в Экономический совет при Совнаркоме СССР - все эти документы, и особенно последние, в которых ощущалось прямое воздействие аналитической мысли молодого председателя Госплана Н.А. Вознесенского , он изучал с особым вниманием. Что же вырисовывалось из множества документов? Металл... Металл - исходный продукт для машиностроения. Малышев видел эти миллионы тонн проката, поковок, отливок, пучки "прутков" на пороге механических цехов, где в этот металл войдут десятки тысяч фрез, сверл, разверток, метчиков. В 1937 году в стране производилось 14,5 миллиона тонн чугуна, 17,8 миллиона тонн стали, 13 миллионов тонн проката... То, что стали стало больше, чем чугуна, означало очень существенный сдвиг в "металлическом пайке" для заводов. Во всех развитых странах выплавка стали опережает выплавку чугуна на 25-30 процентов. У нас наоборот - выплавка стали долго отставала от выплавки чугуна. Доколе это могло продолжаться? "Теперь ведь уже нельзя считать, что мы страна "деревянная", что у нас нет в стране железного лома и т. п. Теперь мы страна металлическая. Не пора ли покончить с этой диспропорцией между чугуном и сталью?" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 7.). Не раз обращались к металлургам руководители советской промышленности. За период с 1926 по 1939 год население СССР выросло на 16 процентов. А количество квалифицированных рабочих? Всесоюзная перепись 1939 года показала: количество фрезеровщиков увеличилось в 13 раз, токарей - в 6,8, слесарей - в 3,7, инструментальщиков - в 12,3, рабочих-механиков - в 9,5 раза... Но Малышев знал и трудности, которые он как машиностроитель не мог не учитывать. После 1936 года в течение трех лет выплавка чугуна почти не росла. В 1939 году снизится и выплавка стали и выпуск станков. Временами в стране резко исчезали в связи с перебоями интенсивно развивавшейся индустрии, нуждавшейся в приборах, часы, радиоприемники, фотоаппараты... "В сентябре 1939 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР обязали Наркомат авиапромышленности и заводы ускорить окончание строительства или реконструкцию 18 действовавших самолетостроительных заводов и приступить к выбору площадок для строительства 9 новых самолетостроительных заводов", - вспоминает ныне, объясняя очень многое в предвоенной эпохе. А. И. Шахурин , бывший нарком Авнапрома ("Авиационная промышленность накануне Великой Отечественной войны". - "Вопросы истории", 1974, N 2). Ссылки:
|