Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Кошкин Михаил Ильич (1898-1940)

Уже во время войны, когда создателям прославленной машины присуждалась Государственная (в те годы Сталинская первой степени) премия, Малышев - он представлял на премию этот коллектив - вновь перечитал и личное дело М. И. Кошкина, вспомнил подробности, которые память раньше просто отмечала, но которые стали почти легендарными.

Анкета... В Музее Революции в Москве среди немногочисленных документов о М. И. Кошкине есть несколько листочков - бесхитростные, простые воспоминания его жены В.И. Кошкиной , написанные после войны. Собственно, это та же анкета с едва ощутимой нотой печали, нотой женской русской "жалости", сдержанной гордости за подвиг мужа.

"Родился в бедной крестьянской семье в деревне Брынчаги Ярославской губернии Угличского уезда . В одиннадцать лет он уже работал в Москве на разных кондитерских фабриках. Детства он не знал. За 20 дней до падения царизма его призвали в армию, служил при Керенском. С 1918 года он сражался за Советскую власть, ушел добровольцем в Красную Армию. С 1919 года в. партии. После гражданской войны учится в Коммунистическом вузе имени Свердлова . После окончания его работал в Вятке на хозяйственной, а позже на партийной работе. Одновременно готовится к поступлению в институт. В конце августа 1924 года Михаил Ильич уехал из Вятки. С. М. Киров рекомендовал директору завода присмотреться к Михаилу Ильичу как талантливому конструктору.

...Первые два Т-34 вышли из заводских ворот в начале 1940 года. В дождь, снег, распутицу проходили испытания машины, и он тяжело заболел. Уже будучи тяжело больным, он не оставлял мысли о создании новой машины.

Он любил наших дочерей, только в выходные дни он бывал с нами, и то не всегда. ...Могила Михаила Ильича не сохранилась, фашистской бомбой она была уничтожена".

Типичная судьба многих замечательных патриотов, главных конструкторов, сражающихся на незримом для всех фронте, людей, неизвестных при жизни и долго не рассекречиваемых после смерти! Дома он был гость, времени для развлечений не было. "В театре он, - как вспоминает М.А. Духова , жена и верный друг замечательного творца тяжелых танков и самоходов Н. Л. Духова , - начинает уже после второго акта догадываться обо всем, тяготиться, ощущать, что мысль его, чуть отдохнув среди "пустяков", опять вернулась в КБ..."

Кошкин безвременно погиб. Ему пришлось зимой, в начале 1940 года, лично сесть на место командира танка и привести свою машину из Харькова в Москву, чтобы показать чиновникам из штаба Красной Армии преимущества среднего танка на гусеничном ходу и добиться решения о принятии его на вооружение. М.И. Кошкин в этом походе простудился и умер от болезни легких. Работу по совершенствованию Т-34 продолжил его ближайший помощник А.А. Морозов , сменивший М. И. Кошкина на посту главного конструктора Харьковского танкового завода .

...Не более богат подробностями и некролог о смерти М. И. Кошкина в заводской многотиражной газете, подписанный директором завода Юрием Максаревым , главным инженером Сергеем Махониным , преемником М. И. Кошкина главным конструктором Александром Морозовым .

В сущности, хотя все любили самого Михаила Ильича, говорится не о нем, а снова о... Т-34: "Свои идеи, воплощенные в эскизы, он давал коллективу и вместе с ним обсуждал их, без сожаления отбрасывая негодное... И люди, имея направление, готовили проект. В задание заказчика он вносил коррективы, упрощая и улучшая качество механизмов. Он твердо и до конца отстаивал свои идеи. В 1939 году товарищ Кошкин в присутствии И. В. Сталина высказал свои сомнения в отношении требований заказчика.

Обращаясь к заказчику, товарищ Сталин предложил не стеснять инициативу завода, дать коллективу возможность работать. Это указание осуществили. Завод изготовил два механизма. Один - по предложению заказчика, другой - по идее товарища Кошкина. Механизм, изготовленный по предложению товарища Кошкина, принят в серийное производство - (механизмами здесь названы, конечно же, танки - один из них и есть будущий Т-34 .).

Немного поймешь из этого. Получается и очень просто, и сложно: заказчики (бесспорно, танкисты) хотели получить что-то свое, Кошкин предложил им некий другой "механизм", создаваемый в инициативном порядке. Его, кстати говоря, и называли "подкидыш" в коллективе.

Сталин косвенно поддержал эту инициативу, дав возможность создать и "то" и "это"...

Ссылки:

  • Таршинов М.И.
  • Кучеренко Н.А.
  • Малышев обращается к танкам 1940
  • Государственные испытания танков на полигоне 1939
  • Война надвигается
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»