|
|||
|
Автотракторный факультет ЧПИ
Инженер - от латинского "энжин", что означает "машина, двигатель". Автотракторный факультет выпускает инженеров, работа которых связана с машинами и двигателями, и, следовательно, название профессии полностью соответствует древнему, как ни на одном другом факультете. Со дня образования АТ-факультет Корпус № 2 ЮУрГУ. Автотракторный факультет. готовит кадры для одной из ключевых отраслей экономики - машиностроения. Студенты получают квалификацию инженера и готовятся для работы в области проектирования, испытания, производства и эксплуатации автомобилей, тракторов, боевых машин, дорожно-строительной и специальной техники, двигателей, электро- и гидросистем. Наиболее полно потенциал выпускников реализуется в автотракторном, дорожно-строительном, оборонном машиностроении, а также на автотранспорте. Широкий диапазон знаний, получаемых в вузе, позволяет выпускникам работать в сфере маркетинга и экономики, на предприятиях и в организациях, связанных с машинами и любыми средствами наземного транспорта. АТ-факультет во все времена пользовался и пользуется большой популярностью среди молодежи, здесь всегда высокий конкурс. Широта кругозора, способность наших выпускников легко адаптироваться в любом виде деятельности достигаются основательной подготовкой на выпускающих кафедрах, коллективы которых возглавляют профессора, доктора технических наук - известные ученые, многие из которых, кстати, в свое время окончили факультет. Многие выпускники АТ-факультета стали руководителями крупнейших предприятий, автохозяйств, научно-исследовательских и проектно- конструкторских организаций. Они работали и работают в органах безопасности дорожного движения, в административных структурах, сфере экономики и финансов, преподают в техникумах и вузах. Факультет, как и Южно-Уральский государственный университет , имеет свою предысторию. В августе 1942 года, в канун битвы на Волге , из Сталинграда в Челябинск был эвакуирован Сталинградский механический институт (СМИ) . Летом 1943 года на первый курс СМИ было принято 57 новых студентов, фактически это был первый набор нового челябинского института. СМИ осенью 1943 года вернулся в Сталинград, но в Челябинске остались первокурсники, некоторые студенты старших курсов, связанные работой и дипломным проектированием с Кировским танковым заводом (ЧТЗ военных лет), и ряд преподавателей-сталинградцев. По свидетельству первых преподавателей, идея организации в Челябинске своего вуза появилась на Кировском заводе Ч ) и в Наркомате танкостроения , который тогда находился в Челябинске, а в его руководство входили руководители завода. Директор И. М. Зальцман одно время был наркомом и замнаркома. Когда вопрос об отъезде из города СМИ был решен, обратились с предложением в Москву организовать в Челябинске технический институт. 2 ноября 1943 года зам. председателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенский подписал постановление СНК "О мероприятиях по улучшению подготовки инженерно-технических кадров для предприятии танковой промышленности", где в первых строках говорилось: "1. Разрешить Наркомтанкопрому: а) организовать в 1943 году Челябинский механико-технологический институт с размещением его в г. Челябинске в помещениях, занимаемых в настоящее время Сталинградским механическим институтом". Этот документ не оставляет никаких сомнений в том, что именно руководители Кировского завода и Наркомтанкопрома являются учредителями и организаторами ЧММИ - ЧПИ - ЧГТУ - ЮУрГУ. Как и в том, что начинался он с автотракторного факультета, тогда танкового, и его сердцевины - "Танки" кафедры, ныне кафедры "Специальные и дорожно-строительные машины". В последующих документах институт именуется уже механико-машиностроительным. Непросто проходил организационный период. За первые пять лет на танковом факультете сменилось пять деканов. Первым в мае 1944 года был назначен профессор, заведующий кафедрой "Электротехника и электрооборудование" Г. М. Городецкий . Сменяли друг друга не только деканы факультета. Вслед за переменами в жизни страны и в молодом вузе факультет получал новые названия. Уже в 1944 году его переименовали в "Колесные и гусеничные машины", что отражало перспективы работы будущих специалистов. Согласно приказу министра высшего образования СССР от 14 октября 1947 года появилось новое название - факультет "Автотракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение" (АТС). В приказе указаны выпускающие специальности: 1) танко- и тракторостроение; 2) сельскохозяйственное машиностроение; 3) двигатели внутреннего сгорания; 4) автомобили (автомобилестроение, автомобильное хозяйство). Наконец, в 1949 году факультет стал называться по-современному - автотракторный. В приказе директора ЧММИ от 23 октября 1945 года об утверждении состава ученого совета института названы: генерал-майор инженерно- танковой службы, директор Кировского танкового завода И. М. Зальцман ; генерал-майор инженерно-танковой службы, главный конструктор Кировского завода Н. Л. Духов ; генерал-лейтенант инженерно-танковой службы, директор и главный конструктор завода * 100 Ж. Я. Котин ; директор завода N 200 В. С. Ниценко . Это легендарные имена времен Великой Отечественной войны. Эти люди руководили созданием танков, обеспечивших победу нашего народа. Большинство других членов ученого совета также были руководителями или ведущими специалистами Кировского завода. И это не случайно, ведь завод был, говоря современным языком, учредителем института, который должен был готовить специалистов прежде всего для него. В декабре 1943 года был проведен первый набор студентов и переоформление старшекурсников-сталинградцев в ЧММИ. Поступали на первый курс по специальностям: танкостроение, ДВС и технология производства танков, которые стали основой для формирования танкового (автотракторного) и технологического (механико-технологического) факультетов. Набор осуществлялся без вступительных экзаменов. В 1944/45 учебном году абитуриенты сдавали вступительные экзамены. Второй набор составил 175 студентов. Зачисляли студентов и на старшие курсы. Всего - 426 человек. Этот учебный год проходил в здании нынешнего универмага "Детский мир", где в войну находился наркомат танкостроения . Размещение института не было случайным, ведь именно для этого наркомата он должен был готовить специалистов. К примеру, все первые выпускники распределялись на танковые заводы в Челябинске (Кировский) и Нижнем Тагиле ( Уральский вагоностроительный ). Об этом прямо говорится в постановлении об организации ЧММИ : "В целях обеспечения заводов танковой промышленности инженерными кадрами...". После выезда наркомата в Москву ЧММИ занял весь первый этаж здания, который разделили дощатыми перегородками. На южной стороне, со стороны улицы Спартака (ныне проспект Ленина) - аудитории, на северной - общежитие студентов и преподавателей. Было очень тесно, студенты спали даже на подоконниках. Занимались же еще и в школах - N 4, 48, 52... Большую помощь оказывал материальными средствами, учебными пособиями, местами в общежитиях Кировский завод. В июне 1944 года состоялась защита дипломов двух первых выпускников-сталинградцев (технологов), оставшихся в ЧММИ - диплом * 1 получил С.П. Павлов . Он был оставлен в институте и затем 22 года проработал на кафедре графики. Диплом * 2 получил А. П. Песков , которого направили на Кировский завод. Впоследствии он долгое время возглавлял Челябинский городской отдел культуры . Учиться было исключительно трудно. Многим студентам приходилось совмещать учебу с работой, но абсолютная успеваемость за второй семестр 1945/46 учебного года составляла 98 процентов. 66 студентов учились только на "отлично". Тон задавали бывшие фронтовики В. Антропов, А. Голиков, В. Баутина, А Казанцев, Н. Голов, Б. Войцеховский, Г. Батурин и другие. В "Книге отличников" первыми записаны: А. Д. Шереметьев, Л. Г. Анискин, Б. Н. Пинигин, А. М. Фукс, В. П. Новоселов, Б. А. Магарилло. О трудностях в учебе и работе вспоминает один из первых выпускников А П. Песков: "Нас, старшекурсников, было совсем немного. Начинали учебу в Сталинградском институте, поэтому нас сразу перевели на третий курс. Днем работали на заводе. Жили тоже здесь. Вечером, после смены, шли в институт. Маленькие комнатки. Слышно, как в соседней аудитории студенты хором повторяют английские слова. Сквозь фанерную стенку с другой стороны доносится речь лектора. Часто не было света, и тогда зажигали припасенные впрок свечи. И так до одиннадцати-двенадцати часов. Потом пешком, почти через весь город - на завод". К новому 1945/46 учебному году институт переехал в другое здание - школы на улице Тимирязева (ныне здесь лицей * 11). Демобилизованные из армии, как и отличники, принимались без экзаменов. Тогда появилась своя нумерация групп: к примеру, танковая группа N 1 - Т-1. Самой многопрофильной на факультете стала кафедра "Автомобили и тракторы". При кафедре была открыта аспирантура, которой руководил профессор М. П. Сергеев . Первыми аспирантами были офицер-фронтовик А. Ф. Кармадонов и кировец Б. Н. Пинигин. В 1949 году состоялся первый выпуск по специальности "Автомобили и тракторы". В первые годы на факультете очень не хватало преподавателей. Из 85, положенных по штату, на постоянной основе работали только 48. Среди совместителей - 6 из других вузов и 51 с заводов, в основном с базового завода - Кировского-ЧТЗ. Ссылки:
|