Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Положение солдат и каторжных (памятный день четырех убийств)

В Иркутске два баталиона на армейском, а не гарнизонном положении; с некоторого времени стали часто повторяться убийства, совершаемые солдатами. В праздничный день, (См. Стогов - памятный день... ) ) после полдня в часу 3-м, летом шел я по Широкой улице левого тротуара, а на правом тротуаре, наравне со мною, шла разряженная девушка-мещаночка. Навстречу ей шел бравый унтер-офицер; встретясь с девушкою, унтер обнял, поцеловал, она вскрикнула, и он осторожно положил ее на тротуар. Девушка была мертва, унтер всадил ей в сердце нож по рукоятку, повернулся спокойно и пошел назад. На улице никого кроме меня не было; то время было чаепития. Я пошел за унтером, он обыкновенным молодецким ходом прошел на гауптвахту и объявил, что он убил какую-то девушку. Я подробно доложил генерал-губернатору; он тревожно сказал:

- Такие случаи повторяются часто, не может быть, чтобы не было какой-нибудь тайной побудительной причины, дураки баталионные никак да ничего не откроют, я попрошу вас взять это дело в свои руки и доискаться тайны. Назначен я был председателем следственной комиссии. Унтер-офицер - красавец, большого роста, грамотен, он оказался гвардейцем из взбунтовавшегося Семеновского полка. Ему было под 40 лет, но нельзя дать более 30-ти, поведения отличного. Он был совершенно спокоен, не запирался, о побуждении своем к убийству говорил:

- так, захотелось и убил; убил того или другого - все равно, встретилась она, убил ее. Я вышел из казармы с намерением убить кого-нибудь так, без всякой причины, хотелось и убил.

Добиться большего не было никакой возможности. Бился, бился - ничего не добился. Не давала мне спать тайна этого происшествия. Позвал я унтера в адмиралтейство, без свидетелей говорил с ним как с развитым человеком, пустил в ход всю диалектику, но красноречие и логика мои не имели успеха; тогда я приказал хорошо накормить унтера. На другой день - опять за красноречие наедине, выказал мое участие ему, даже уважение к его уму, напирал на его честолюбие, самолюбие и, наконец, стыдил его тем, что он считает меня дураком и, кажется, подобными доводами прорвал плотину его скрытности; мой красавец, раз начавши говорить, высказался и объяснил мне так:

- Люди, сделавшие уголовное преступление, граждански казненные - благоденствуют, а я, честный солдат - страдаю. Каторжный выходит на работу в полушубке, в теплой меховой шапке, в теплых рукавицах, в теплых штанах и сапогах, а я, честный солдат, приставленный смотреть за ними: в холодной шинели, в холодном кивере, в полной форме, с ружьем - бью целый день нога об ногу холодными сапогами. Варнак (каторжный) приходит в свою казарму, ему дают щи с говядиной, кашу, он ложится на постель с одеялом и подушкой. Я, солдат, прихожу в казарму и ем пустые щи или пустую кашицу, я должен чистить ружье и всю амуницию, ложусь на голые нары и одеваюсь той же холодной шинелью. На другой день, если я не в карауле, то встаю до света и готовлюсь на ученье, опять зябну и мучаюсь, опять утешаюсь постною кашицею. Я знаю, буду наказан кнутом 10- 15 ударами, да ведь это один раз - потерплю, но зато остальная жизнь [будет] в довольстве. Наши многие перешли в каторжные, и все им завидуют, а попасть в каторжные без убийства нельзя - вот я и убил.

Составил я подробную записку от своего лица, а не от комиссии и подал Лавинскому . Он был крайне удивлен добытою правдою, сию минуту составил донесение государю и, приложа мою записку, послал казацкого офицера курьером. Умнее всех министров при императоре Николае I был Канкрин , в его ведении были все горные заводы, а следовательно, и каторжные . Канкрин в заводском хозяйстве умел найти посторонние источники, не уменьшающие дохода казны; вот эти-то доходы Канкрин постепенно употреблял на улучшение быта каторжных и, как отличный хозяин, устроил каторжных - комфортабельно. Государь, получа донесение от Лавинского, собрал министров и дал им на рассуждение ненормальное положение солдата с положением каторжного. Положено было немедля уничтожить все улучшения для каторжных, что и было исполнено. Преступления каторжных увеличились, но и желания солдат быть каторжными - прекратились.

Ссылки:

  • СТОГОВ Э.И. В ИРКУТСКЕ ПО ДОРОГЕ С КАМЧАТКИ 1829-1833
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»