|
|||
|
Перцов В.
Из Сарнова Пастернак: тон Перцова возмутил нас всех, но тут думают (между прочим, Толстой), что кто-нибудь из настоящих писателей должен написать о Вас в журнале, а не в газете. Речь шла о статье В. Перцова "Читая Ахматову", незадолго до того (10 июля) появившейся в "Литературной газете". Тон этой статьи, возмутивший Бориса Леонидовича (и, судя по этой его фразе, не его одного), на самом деле был вполне корректным. А если вспомнить, что писал об Ахматовой тот же критик пятнадцать лет тому назад, прямо-таки поражающий своей, скажем так, лояльностью по отношению к автору рецензируемой книги. Пятнадцать лет назад - 27 октября 1925 года - в газете "Жизнь искусства" появилась большая статья В. Перцова "По литературным водоразделам". Поминались там и имажинисты, и поэты старшего поколения - Сологуб, Кузмин. И, разумеется, Ахматова, о лирической поэзии которой критик высказался так: Все изощренное качество Ахматовской лирики явилось как результат долговременного, тщетного, кропотливого приспособления любовно- романтической темы к привередливому спросу социально-обеспложенной части дореволюционной интеллигенции. Такие социальные кастраты с неразвившимся или выхолощенным чувством современности населяют еще и наши дни, и это они упоенно перебирают Ахматовские "Четки", окружая писательницу сектантским поклонением. Но у языка современности нет общих корней с тем, на котором говорит Ахматова, новые живые люди остаются и останутся холодными и бессердечными к стенаниям женщины, запоздавшей родиться или не сумевшей вовремя умереть. (Анна Ахматова. Pro et contra. Антология. Том 1. СПб. 2001. Стр. 695-696)
Перцов был автором недавно вышедшей толстенной монографии о Маяковском, выдвинутой на Сталинскую премию. Человек он был знающий, в былые времена даже близкий к ЛЕФу. Но основная идея его книги была мне, мягко говоря, не близка: он доказывал, что Маяковский постоянно боролся с футуризмом и формализмом, преодолевал его и наконец-то преодолел. Ссылки:
|