Мизинова, Лидия Стахиевна (Лика Мизинова; в замужестве — Санина; 8 [20] мая
1870, Подсосенье, Тверская губерния — 5 февраля
1939, Париж) — русская певица, актриса, переводчица, мемуарист,
литературный и театральный критик, близкий друг А. П. Чехова, прототип Нины
Заречной в пьесе «Чайка».
Лидия Стахиевна Мизинова родилась 8 (21) мая 1870 года в имении Подсосенье
Старицкого уезда Тверской губернии (ныне Старицкий район Тверской области).
Имение принадлежало её деду — дворянину, помещику, подполковнику в отставке
Александру Тихоновичу Юргеневу и его жене Анне Сергеевне Сомовой. В
молодости, во времена службы в Сибирском уланском полку, расквартированном
в Бежецке, Александр Тихонович входил в круг знакомых Александра Пушкина,
неоднократно посещавшего Тверскую губернию.
Старшая дочь Юргеневых, Серафима, выйдя замуж за Николая Павловича
Панафидина, стала владелицей усадьбы Курово-Покровское того же уезда.
Младшая дочь, Лидия Александровна Юргенева (1844 — после 1903), была
прекрасной пианисткой, давала концерты. Она выбрала в супруги скромного
домашнего учителя Стахия Давыдовича Мизинова, происходившего, по некоторым
данным, из казацкого рода Мизиновых города Уральска. Когда дочери Лиде
исполнилось три года, Стахий Мизинов покидает семью, оставив жену и ребёнка
без средств к существованию.
Детство Лиды проходило в имении Курово-Покровское под присмотром двоюродной
бабушки Софьи Михайловны Иогансон (1816—1897).
Окончив в конце 1880-х Московские высшие женские курсы профессора В. И.
Герье, Лидия Мизинова становится преподавательницей русского языка в
женской гимназии Л. Ф. Ржевской. Здесь она знакомится со своей коллегой
Марией Павловной Чеховой, ставшей её близкой подругой на долгие годы.
Осенью 1889 года Лидия была приглашена в дом Чеховых, где была представлена
молодому, но уже известному писателю Антону Чехову. В окружении Чеховых
новую знакомую стали называть Ликой.
Лика пробовала себя во многих занятиях. Помимо преподавания в гимназии,
давала частные уроки французского языка, служила в Московской городской
думе, занималась переводами с немецкого, пробовала стать модисткой — и не
нашла себя ни в одном из них.
Современники выделяли два достоинства Лики — её красоту и её музыкальную
одаренность. Чаще всего она пела свой любимый романс «День ли царит».
Лика была девушка необыкновенной красоты. Настоящая «Царевна-Лебедь» из
русских сказок. Её пепельные вьющиеся волосы, чудесные серые глаза под
«соболиными» бровями, необычайная женственность и мягкость и неуловимое
очарование в соединении с полным отсутствием ломанья и почти суровой
простотой — делали её обаятельной, но она как будто не понимала, как она
красива, стыдилась и обижалась, если при ней об этом кто-нибудь из компании
Кувшинниковой с бесцеремонностью художников заводил речь. Однако она не
могла помешать тому, что на неё оборачивались на улице и засматривались в
театре.
— Щепкина-Куперник Т. Л. - О Чехове / А.П.Чехов в воспоминаниях
современников, Москва: Художественная литература, 1986 г.
В 1894 году модный писатель и опытный ловелас Игнатий Потапенко
познакомился с Ликой, безнадёжно влюблённой в
Чехова. Это знакомство, не без поощрения
Чехова, переросло в связь, и вскоре Лика уехала в Париж с женатым
Потапенко. Там у них родилась дочь, умершая в детстве; Потапенко же
вернулся к жене, угрожавшей самоубийством. Узнав о ребёнке, Чехов назвал
Потапенко в частном письме «свиньёй», а затем вывел его и Лику в «Чайке» в
образах Тригорина и Нины Заречной.
В 1901—1902 году, окончив курсы вокала, играла в Московском Драматическом
театре под псевдонимом «Лика».
В 1902 году оставила сцену и вышла замуж за актера и режиссёра Московского
Художественного театра (МХТ) Александра Акимовича Санина, ставшего
впоследствии известным оперным режиссёром.
В 1922 году уехала с мужем за границу. Детей у них не было. Умерла 5
февраля 1939 года от туберкулёза. Похоронена в Париже на кладбище
Сент-Женевьев-де-Буа вместе с Екатериной Акимовной Саниной
(1872—1956).