|
|||
|
Рожанский Д.А.: педагогическая деятельность. Научная школа
Наряду с научной работой, Д.А. Рожанский много сил отдавал педагогической деятельности, которая началась сразу после окончания университета в 1904 г. и продолжалась непрерывно более 30 лет, до конца жизни. Началом ее можно считать его работу лаборантом кафедры физики Петербургского электротехнического института под руководством А.С. Попова . С 1911 г. началась преподавательская деятельность Д.А. Рожанского в Харьковском университете , который в значительной степени обязан ему организацией высокого современного уровня преподавания физики и появлением радиофизического отделения физического факультета. Он организовал студенческий семинар, который вскоре перерос в центр физической научной мысли Харькова. Связь с Харьковским университетом Д.А. Рожанский не прерывал до самой кончины. В числе его учеников немало харьковских студентов, ставших крупными учеными-физиками. Среди них - будущий лауреат Государственной премии академик Ю.Н. Кобзарев , который еще студентом в Харькове помогал Д.А. Рожанскому в приеме опытных коротковолновых передач. Под руководством Дмитрия Аполлинариевича еще студентом начал работать будущий действительный член Украинской академии наук А.А. Слуцкин , впоследствии возглавивший сначала специальную кафедру в университете, а затем специальную лабораторию Украинского физико-технического института . Вторым основным местом преподавательской деятельности Д.А. Рожанского был Ленинградский политехнический институт , где он был одним из ведущих профессоров физико-механического факультета . Его лекции по общему курсу физики, как в Харькове, так и в Ленинграде, всегда сопровождались прекрасно продуманными и подготовленными демонстрациями новых приборов. Если лекции по общей физике, которые он читал студентом младших курсов, были, может быть, "несколько академичны", то специальные предметы, такие как электромагнитные колебания, газовый разряд и др., читавшиеся так, что подводили к самому "переднему краю" науки, увлекали слушателей, "будили мысль", способствуя пробуждению интереса к самостоятельным научным исследованиям. Особенно интересными были студенческие семинары по физике корпускулярных частиц, магнитным явлениям, электромагнитным колебаниям. Тщательно и продуманно подбирались темы докладов, с которыми студенты выступали на семинарах, оживленно проходило их обсуждение. После доклада Д.А. Рожанский обычно делал дополнительные замечания, как правило, существенно расширявшие тему доклада и подводившие докладчика и аудиторию к важным обобщениям. Многие студенты Д.А. Рожанского начинали под его руководством научную деятельность, работая в его лабораториях. Упомянем некоторых его учеников. О Н.Я. Чернецове и П.Н. Погорелко мы уже говорили выше. Они пришли к нему практически со школьной скамьи, сделали первые шаги в его лаборатории и стали впоследствии известными учеными не только академики Ю.Б. Кобзарев и А.А. Слуцкин, но и академик А.Н. Щукин , профессора М.С. Нейман , С.Я. Брауде , М.Т. Грехова , В.И. Бунимович , Л. Сена и многие другие известные радиофизики и радиоинженеры страны. Много внимания уделял Д.А. Рожанский и научным студенческим кружкам. В Ленинграде Д.А. Рожанский стоял во главе бюро по руководству студенческими научно-техническими кружками физико- технического факультета Политехнического института. О том, какое место занимала в его жизни работа с молодежью, говорят его проникновенные слова, в цитированном нами выше черновике письма следственным органам. "Не вижу смысла жизни вне работы среди современной молодежи". Это говорилось перед лицом смерти. Как руководителю научной школы и больших научных лабораторий Дмитрию Аполлинариевичу была присуща высокая требовательность к сотрудникам, но прежде всего - к самому себе. Непреложным правилом своей научной деятельности Д.А. Рожанский считал доведение теоретических и экспериментальных исследований до практического результата. Он работал много и со многими, порой совершенно различными по уровню научной подготовки и характеру работы людьми: учеными, студентами, аспирантами, заводскими инженерами-радиотехниками, лаборантами. Со всеми он находил общий язык и готовность к сотрудничеству. Д.А. Рожанский был редким научным руководителем. При общении с ним проявление какой бы то ни было нервозности было невозможно. Он никого не подгонял и не угнетал чрезмерной и ненужной требовательностью. Спокойный и малоразговорчивый, он переходил из одной лаборатории в другую, осматривал приборы, выслушивал коллег. Обычно они рассказывали ему о текущей работе, трудностях и недоразумениях. Он задавал вопросы, иногда сразу находил нужное решение, иногда подсказывал решение: сделайте так-то и так-то. Чаще, однако, он задумывается, молча постоит и уходит. А на следующий день приходит и подробнейшим образом объясняет, что, где и как надо сделать. А еще чаще слушал и ждал. Ждал, что человек сам, своим умом найдет нужное для него решение. Создавалось даже впечатление, что он - человек медлительный, никуда не спешит. Однако эта медлительность была проявлением высокой внутренней организованности. Он успевал делать очень много: интенсивно работать в нескольких лабораториях, вести педагогическую деятельность, консультировать. Множество людей, работавших под его руководством над различными вопросами физики и радиотехники, встречали в нем внимательного руководителя и консультанта, строгого в деле, но чрезвычайно чуткого, доброжелательного и мягкого в отношениях с ними. Д.А. Рожанский всегда готов был прийти на помощь тому, кому она в данный момент требовалась. Он охотно делился своими обширными знаниями, но не подавлял своим авторитетом. Каждому своему сотруднику он стремился предоставить максимум самостоятельности, но внимательно следил за его работой, и в трудную минуту, в критический момент, неизменно оказывал ему поддержку и помощь. Для подготовки специалистов были необходимы учебники. Дмитрий Аполлинариевич написал прекрасные учебники, учебные пособия и книги научно-популярного характера. Выше мы уже упоминали о книгах, написанных им во время работы в Харькове. Это "Учение об электромагнитных колебаниях и волнах" [ Роженский, 1913 ] - наиболее популярная из всех, а также соответствующие главы в курсе физики О Д. Хвольсона . Для задуманного А.Ф. Иоффе многотомного курса физики Д.А. Рожанский написал раздел "Колебания и волны. Звук. Свет", переработанный затем в фундаментальный учебник "Акустика и оптика" [ Рожанский, 1935 ]. Книга вышла в свет в 1935 г. под редакцией А.Ф. Иоффе. В 1934 г. была опубликована монография "Физические основания теории распространения коротких волн", содержащая в основном материалы исследований Д.А. Рожанского и его учеников [ Рожанский, 1934a ]. Наконец, последний широко известный его труд "Физика газового разряда" [ Рожанский, 1937 ], одна из лучших книг в этой области, вышел в свет после кончины автора, в 1937 г., под редакцией и с предисловием его ученика, профессора Л.А. Сены. В этой книге, впервые в мировой литературе, процессы в газовом разряде рассматривались в свете современной атомной физики. Сохранился принадлежащий перу Д.А. Рожанского комплект лекций для студентов "Колебания и волны" в двух частях [ Рожанский, 1930 ]. Он автор многих рецензий, рефератов и обзоров по актуальным вопросам современной ему физики, редактор книг, "Трудов" физических съездов и конференций. Ссылки:
|