|
|||
|
Революция в физике и философия Эрнста Маха в России
Как известно, появлением квантовой механики и теории относительности ознаменовано начало совершенно нового этапа в истории физики. Необходимым условием ее дальнейшего успешного развития в начале XX в. стало радикальное преобразование всего фундамента физической науки, часто называемое "революцией в физике". Необходимо было выработать новую методологию науки, позволяющую адекватно оценивать действительность, исходя уже не из картины мира, характерной для классической физики, но опираясь ее основу, новые концепции пространства и времени, причинности и случайности, массы и энергии. То есть с учетом новых результатов и новых подходов надо было фактически перестроить всю систему исследования природы и ее основных законов. А это было задачей не только физики, но и философии. Именно в это время в философии появляется направление, разработанное австрийским ученым Эрнстом Махом (1838-1916) , крупнейшим физиком и философом своего времени, и названное им "эмпириокритицизмом". Согласно Э. Маху в основе науки лежит процесс сопоставления и упорядочения реальных данных человеческого опыта, которые он называл "ощущениями". Абстрактные понятия и законы, связывающие эти понятия, суть результаты этого упорядочения, а их основа имеет вполне материальное происхождение. Большинство ведущих физиков, и не только физиков, но и вообще "естественников" в своих философских воззрениях опирались именно на учение Маха. Оно, в частности, сыграло большую роль в формировании взглядов А. Эйнштейна . Учение Маха, "махизм", как его называли в России, был очень популярен в российской научной среде. Оно было воспринято не только русскими учеными, но и большой группой российских социал-демократов, некоторые из которых (например, А.А. Богданов , В.А. Базаров , А.В. Луначарский ) были большевиками. К пересмотру своих философских концепций их в значительной степени побудил анализ опыта первой русской революции 1905-1907 гг. В.И. Ленин выступил с резкой критикой Маха и махизма. Его книга " Материализм и эмпириокритицизм " появилась в 1909 г. и стала теоретической и философской основой большевизма. Именно в ней Ленин ввел термин "физический идеализм", которым назвал новую философию физики, призванную по его словам вытеснить из естествознания материализм и заменить его идеализмом и агностицизмом. Махизм он считал разновидностью "физического идеализма"; основной задачей махизма было по его мнению "изгнание из физики понятия материи". А далее, вполне в стиле ленинских работ, следовало выдергивание фраз из контекста, подтасовка фактов и наклеивание "ярлыков" на крупнейших ученых начала века - Э. Маха, А. Пуанкаре, В. Оствальда и других (об Эйнштейне он просто не знал) - в характерной для него манере "площадной полемики". Эта книга и ярлык "физический идеализм" положили начало многолетней беспрецедентной кампании по борьбе с современной физикой , как "буржуазным учением", основанным на философской концепции, не укладывавшейся в рамки официального диалектического материализма. Так начался процесс " идеологизации" науки . Ссылки:
|