Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И.: по этапам и лагерям

Путь к изначальному пристанищу осужденного начался на задворках железнодорожного вокзала.

Товарняк. Зарешеченные оконца. Высадили в Петрозаводске . Вот и причал, баржа. "Привезли на Пудож-гору . Лесоповал, рубка гранита. Было очень худо. Жили в землянках. Одежды не давали, работали полураздетые, в лохмотьях, без валенок". То был один из объектов Бел-балтлага - строительство ПМК (Пудожского металлургического комбината) .

Беломоро-Балтийский ИТЛ организован 16 ноября 1931 года и закрыт 18 сентября 1941 года. Среди производственных задач освоение территории, прилегающей к Беломорско-Балтийскому каналу, лесозаготовки, очистные работы по Пудожстрою. К 1 октября 1938 года численность лагеря - свыше 79,2 тыс. человек.

Строительство ПМК - в районе пос. Пудож (на р. Водла, в 218 км от ж-д станции Медвежья Гора и вблизи Онежского озера ). Отсюда, из Белбалтлага (14-е Пудожское отделение, 1-й Приозерный л/п, командировка "Красноармейская"), Рябчиков отправляет матери доверенность на получение денег, сберкнижек, облигаций и вещей от НКВД.

Впоследствии будущая супруга Рябчикова С. М. Карпачева записала (со слов Е. И.): "Около двух лет работы на лесоповале [хватило, чтобы] несмотря на молодость и здоровье, [Евгений] начал "доходить"".

Спору нет, лесоповал не случайно считали "зеленой смертью", но, для точности, Е. И. находился в Белбалтлаге совсем недолго - до лета 1938- го.

Пребывание в ИТЛ не умерило попыток Рябчикова добиться справедливости. Он пишет Наркому внутренних дел Н. И. Ежову (10 апреля), зам. наркома НКВД М.П. Фриновскому (1 мая), И. В. Сталину (не выявлены).

В связи с ходатайствами Рябчикова на имя И. В. Сталина, Н. И. Ежова руководство Белбалтлага 23 мая 1938 года подготовило справку- характеристику, из которой следует, что он, лишь недавно оказавшийся в лагере, "работает на общих работах, отношение к работе удовлетворительное, взысканий нет, ни в чем себя не проявил".

Тем временем Рябчикова этапируют в предуральский регион.

Опять вагоны, баржа. "Дышать нечем. Буксир еле шлепает плицами. Какая- то пристань и палаточный лагерь на пустынной равнине". Котласское этапное отделение.

И - Ухтпечлаг .

Но Рябчиков не задержался: ИТЛ - в стадии расформирования и уже через пять дней, 8 июня, Е. И. препроводили в Ухтижемлаг .

"Погнали на Крутую . Это примерно в ста километрах от Ухты . Кто-то до нас прорубил здесь тайгу. Справа и слева болото и собаки. Рядом со мной - редактор отдела искусств "Правды" Борис Резников . На Крутой нас рассортировали. Я попал на электростанцию истопником. Потом перевели на техбазу счетоводом".

(Встречается: инспектор техснаба. Похоже, именно в этой должности он стал представителем "Газостроя" в Ухте : получал и отправлял технические и общие грузы, а также нефтепродукты. Как писал Е. И. в одном из заявлений на пересмотр его дела, "руководство лагеря доверило мне крупные материальные ценности".

В приказе по Управлению "Газострой", февраль 1941 года, Рябчиков - экспедитор по техснабжению экспедиции в р. п. Ухта, организованной на "период распутицы и занимавшейся своевременным оформлением и получением грузов из центральных складов Ухтижемлага". Т.е. речь, скорее всего, идет о том же поручении).

Итак, Рябчиков оказался в промышленном районе, который в Войну стал одним из главных поставщиков нефти и газа.

Первое в СССР месторождение девонской нефти, Чибьюское , открыто в 1930 году (Чибью - ручей, впадающий в речку Ухта), тогда же организован первый нефтепромысел. А осенью 1935-го на Седьельской площади из скважине * 39, около д. Крутая, ударил мощный газовый фонтан.

Спустя пять лет запасы "местного" газа изучены настолько хорошо, что встал вопрос об их ускоренном освоении. И появились партийно- правительственные директивы, предопределившие развитие Ухтинского нефтяного месторождения и строительство в Ухте Северного завода для выработки высококанальной сажи .

К слову, отечественную сажу (необходимая добавка при производстве резины) для нужд шинной промышленности и оборонных предприятий стали выпускать с 1932 года, а в 1936-37-м СССР полностью освободился от импорта этого продукта.

Когда километрах в десяти от Крутой развернулось строительство сажевого завода, Рябчикова определили диспетчером, отвечать за транспорт. Случались и разовые задания. К примеру, "руководил строительством таежного аэродрома".

Лагерные условия - типичные. На одном из закрытых партсобраний в ГУЛАГе (август 1938-го) отмечали: "в самих лагерных пунктах была невозможная антисанитария, вшивость, людей голодом морили, перебрасывали без всякого основания.".

Ссылки:

  • РЯБЧИКОВ Е.И. ЛАГЕРНАЯ ПЯТИЛЕТКА 1937-1944
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»