|
|||
|
Рябчиков Е.И.: Интервью у Туполева
"Пусть-ка возьмет интервью у Туполева". С таким напутствием зав. отделом Евгений отправился искать Андрея Николаевича, уже известного авиаконструктора, КБ которого выпустило "в свет" серию АНТов. Туполева он прежде никогда не видел, и это обстоятельство придало интригу предстоящей встрече. И вот Рябчиков на Центральном аэродроме. Поблуждав, нашел стоянку самолета и людей около него. Приблизившись, увидел нечто необычное: под самолетом лежит мужик в толстовке и кепке и, грязно ругаясь, распекает собравшихся - прилично одетых интеллигентного вида, в шляпах. Видимо, подчиненных. Которые стояли молча, даже не делая попыток возразить. Дождавшись паузы, Евгений, не знавший Андрея Николаевича, деловито осведомился у крайнего: - Туполев здесь есть? Тот кивком показал на мужика. Приметив задавшего "нелепый" вопрос, матершинник поднялся, подошел к незнакомцу. Гаркнул, ткнув в него пальцем: - Ты откуда? Зачем тебе Туполев? Рябчиков бодро затараторил: - Я корреспондент "Комсомольской правды". Мне поручено расспросить вас об испытаниях нового самолета. Туполев - это был он - разъярился: - Вон! В шею! Нечего тут шляться и мешать! Присутствующие тоже реагировали возмущенно. Правда, без "звука". Но Рябчиков (он не ведал, что Туполев на дух не переносил журналистов), уяснив, с кем разговаривает, не стушевался и выдал такую ответную тираду, что А. Н. от неожиданности опешил. Потом, расхохотавшись и уже примирительно: - Ну ты даешь! Где выучился так мастерски ругаться? - Матросом по Волге плавал, шкиперов, портовых грузчиков наслушался. - Тогда давай знакомиться. Туполев. А ты молодец. Ведь в редакциях прекрасно знают, что на аэродроме при испытаниях я никогда не даю интервью. Но раз такой случай - пиши. И продиктовал текст, который Рябчиков записал и тут же получил визу Андрея Николаевича. Теперь можно было возвращаться в "Комсомолку". Зайдя в кабинет главного, услышал (там заседала редколлегия): - Вот пришли новые нахалы, ничего не умеют, даже интервью у Туполева взять не могут. - Почему же, - возразил Рябчиков. - Вот. Немая пауза. - И есть подпись? - Да. Больше нового сотрудника не проверяли. С Туполевым же хорошие отношения сохранились на долгие годы, хотя А. Н. был на 21 год старше Евгения. Рябчиков участвовал в полетах на его машинах, писал репортажи "с борта". (К слову, замечает Б. Е. Рябчиков , сын Евгения Ивановича, никогда не слышал от отца ни одного матерного ругательства). Рябчиков не мог не оказаться среди тех, кто предложил и начал сбор средств - 6 миллионов рублей! - для строительства самолета-гиганта АНТ-20 (названного "Максим Горький" ). По инициативе М. Кольцова и через "Комсомолку" в Доме печати собрались летчики, механики, которые, наряду с журналистами, должны были стать участниками Особой сводной агитационной "газетной эскадрильи" им. М. Горького . Горячо обсуждалось, какой должна быть на будущем АНТе печатная машина, каким - радиоузел, как в полете сбрасывать отпечатанные листовки. А. Н. Туполев и летчик-испытатель М. М. Громов предлагали газетчикам решать эти вопросы под руководством Кольцова. Когда самолет построили (за восемь месяцев!), на Центральный аэродром пригласили группу журналистов - "принимать машину". В "комиссию" вошел и Рябчиков. После сообщения Громова о туполевском шедевре, "был полет над Москвой" и "впервые в мире мы, - вспоминает Е. И., - попробовали работать в летающей редакции". Сам Рябчиков стал убежденным пропагандистом очередного достижения КБ А. Н. Туполева : "искренне и вдохновенно писал о лучшем, прекраснейшем самолете" АНТ-25 , который казался ему "подлинным чудом авиационной техники". (Впервые поднялся в воздух 17 июня 1934 года). Ссылки:
|