Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И.: "не скрывая слез"- реабилитация

Напомню, в 1949-м Рябчиков сделал очередную попытку добиться пересмотра его "дела" и реабилитации, но сведений на сей счет выявить не удалось. Документально известно лишь то, как "процесс" шел с февраля 1953-го, когда Е. И. оформил Заявление о снятии судимости , приложив к нему все необходимые справки, характеристику "КП", копии грамот, выписки из приказов по Норильскому комбинату и ИТЛ о премировании, приказ редакции "Огонька" (объявлена благодарность), рецензии на свои книги, сценарии.

Аппарат Управления МГБ Московской области отреагировал оперативно: уже 23 февраля он "выдал" справку по материалам дела о снятии судимости с Рябчикова. В ней изложена суть приговора ОСО от 5 февраля 1938 года, отмечено, что "за период с момента освобождения из ИТЛ компрометирующих материалов не имеется", а по работе в "Комсомольской правде" (с сентября 1945-го) характеризуется "исключительно положительно" и награжден медалью "В память 800-летия Москвы".

А посему, заключают начальствующие лица, дело о снятии судимости направить на рассмотрение ОСО при МГБ СССР. Следом появились и другие резолюции аналогичного содержания, последняя из которых наложена 14 марта.

Но дело до ОСО не дошло, т.к. 28 марта появился совместный приказ * 18 МВД, Минюста и Генерального прокурора СССР о порядке исполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года "Об амнистии ", согласно которому и следовало решать вопрос о снятии судимости.

В конце концов, к лету 1955-го решили (документом не располагаю, но есть свидетельство самого Евгения Ивановича). Однако такое решение не устроило Рябчикова, и 26 июля 1955 года он подает вновь, "сотое по счету" (!) заявление, настаивает на полной реабилитации: "Мне не нужна, - пишет он Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко , - амнистия, по которой с меня снята судимость, так как я не совершил никаких преступлений перед Партией, перед народом, я ни в чем не виноват. Наоборот, всю свою жизнь отдавал и отдаю служению делу Партии".

И вот, уже в 1956-м, Рябчиков наконец добился долгожданной справедливости. Случилось это 25 апреля, когда Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР рассмотрела (надзорное производство) протест Генерального прокурора СССР на постановление Особого совещания при НКВД от 5 февраля 1938 года, согласно которому Е. И. Рябчиков был осужден на пять лет заключения в ИТЛ. Заслушав доклад члена Верховного Суда А. Супатаева и заключение помощника Генерального прокурора Ю. П. Никитина, поддерживающего протест, Судебная коллегия установила, что "показания Бубекина и Высоцкого являются неконкретными и сводятся к тому, что в числе лиц, на которые они опирались в своей контрреволюционной работе, они назвали Рябчикова", причем впоследствии, когда дело Высоцкого рассматривала Военная коллегия ВС СССР, последний от своих прежних показаний отказался, назвав их вымышленными.

Дополнительной проверкой установлено, что "следствие по делу [Рябчикова] было проведено с нарушением закона", материалы следствия ему для ознакомления не предъявлялись, "обвинительное заключение Прокуратурой не утверждено", бывший работник НКВД Кашкетин , принимавший участие в расследовании, при допросах "систематически применял меры физического воздействия, за что впоследствии был осужден".

Таким образом, следует считать Рябчикова "осужденным неосновательно", в связи с чем постановление ОСО "отменить и дело производством прекратить за необоснованностью обвинения".

В справке, подписанной прокурором отдела по надзору за следствием в органах госбезопасности Никитиным (от 27 апреля 1956 года), Рябчикова извещали: "В настоящее время Вы реабилитированы".

22 маем датирован другой аналогичный документ, подписанный зам. председателя Судебной коллегии И. Аксеновым. Его получила С. М. Карпачева , т.к. Евгений Иванович еще не вернулся из "антарктической" командировки, и на борт дизельэлектрохода "Лена" полетели радиограммы: от "любящей Сусанны, сына, бабушки, Нюси": "Огромной радостью сообщаю: наше многолетнее стремление закончилось положительным решением. Вся семья безумно счастлива. Целуем тысячу раз" (Сусанна Михайловна верила, что победа придет: "Все будет хорошо - ведь это наш лозунг в жизни. И все сбывается"); от Саши и Бори: "Поздравляем первомайским праздником и осуществлением заветных стремлений. С нетерпением ждем возвращения" (И есть, чем отметить. - М. В.).

В декабре 1956-го, уже получив справку Судебной коллегии, Рябчиков с женой и сыном Борисом побывали на главной елке страны. "После лагеря и тюрьмы я - в Кремле". И не скрывал слез.

Ссылки:

  • РЯБЧИКОВ Е.И. В АНТАРКТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»