Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и
Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая
Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним
творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс».
Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также
работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую
известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и
шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном
стиле.
Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших
художественно-технических мастерских. В Московский
ВХУТЕМАС художники съехались из
разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы,
Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали
работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.
В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись
Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете
они работали уже втроём как Кукрыниксы)
В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство
каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои
литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными
сотрудниками
газеты «Правда» и
журнала «Крокодил», они занялись
преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника
журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 60-х годов, Кукрыниксы
практически не посещали журнал:
Кукрыниксы, - те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни разу не
были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел,
Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может
до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел.
— Герман Огородников на Boo!Фест 13 марта 2011
Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры
на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934,
«Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские,
плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к
произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина(1939), Антона
Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома
Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой
Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).
Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и
уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых —
сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли
всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до
Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».
Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали
как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных
веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую
очередь в новом формате
«Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические
карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим
образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом
аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия
рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные
политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.).
Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они
— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец»
(1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью —
«И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на
Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.
Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и
пейзажа.
Работы и выставки
Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов,
собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.
Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную
выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945.
Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»
Цитаты
Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырёх художников: Куприянова,
Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с
большой бережностью и заботой. То, что создано коллективом, не смог бы
осилить любой из нас в отдельности.
… Творческие споры бывают в отдельных случаях, но они не нарушают
единодушия в работе. Зато радостно видеть, как обогащается какая-нибудь
наша общая работа внесением в неё всего лучшего, что имеет каждый из нас. А
вносит каждый, не жалея и не приберегая для себя лично. В такой работе не
должно быть болезненного самолюбия, равнодушного отношения.
Кеменов В. С. Статьи об искусстве. — М., 1965. — С. 104—105.
Кукрыниксы в искусстве
картина - Кукрыниксы (Портрет народных художников СССР М. В. Куприянова, П.
Н. Крылова, Н. А. Соколова) (1957) П. Д. Корина