|
|||
|
Дом Кончаловских в Буграх
Атмосфера в доме Петра Петровича, который большую часть своей жизни прожил в бывшей барской усадьбе под названием Бугры, расположенной в Калужской области , в 110 километрах от Москвы, произвела неизгладимое впечатление на его внуков Андрона и Никиту . Ведь они проводили там все лето практически до самой смерти деда. Воспоминания об этом времени то и дело сквозят в их высказываниях, статьях, интервью, а А.С. Кончаловский даже посвятил своему знаменитому деду-художнику и описанию жизни в его доме целую главу в своей книге "Низкие истины" . Хочется привести оттуда несколько отрывков - ведь именно дом деда во многом повлиял на формирование их с братом личностей, их мировоззрения. Хотя нельзя сказать, что мировоззрение у них всегда и во всем сходное. Но обратимся к воспоминаниям А. Кончаловского о доме деда. "Дед мой, Петр Петрович Кончаловский, был человек глубоко русский, но без Европы не мог жить. В его доме все дышало Европой, не говорю уж о том, что в живописи он был сезаннистом. В первый раз он ездил в Испанию где-то в самом начале века вместе со своим тестем Василием Ивановичем Суриковым. Они писали эскизы по всей Европе. Дед прекрасно говорил по- французски - жена Сурикова была полуфранцуженкой, так что для бабушки французский язык был как бы первым. Я часто думаю: почему нашу семью не задели репрессии? Могли ведь и задеть уже в довоенные годы. В военные - всерьез не сажали, массовые посадки начались снова в 1947-м с началом кампании против космополитов . В этот разряд Петру Петровичу попасть было проще простого, он был насквозь профранцуженный. Хоть и был академиком, но портрет Сталина писать, между прочим, отказался . Случилось это в 1937 году. К юбилею революции все академики должны были написать портреты вождя. Предложили и Петру Петровичу. Он не знал, как отвертеться, сказал, что портрет напишет, но только если Иосиф Виссарионович будет ему каждый день позировать. - Вы соображаете? У товарища Сталина нет времени. Делайте по фотографии. - Не могу. Я реалист. По фотографиям портретов не пишу. Этого деду не забыли - вплоть до 1956 года ни одной персональной выставки у него не было". (Однако заметим в скобках, в 1943 году П.П. Кончаловский был удостоен Сталинской премии. Так что, видимо, все же не столь сурова была опала. Возможно также, что на ситуацию с выставками влияла не столько власть, сколько непростые отношения художников между собой, особенно академической верхушки к Кончаловскому со товарищи. Но внук считает по-другому. Ему кажется, что "дамоклов меч" репрессий всегда висел над семьей деда. Но почему же не обрушился?) "Думаю, спасло нашу семью то, что в своей речи в начале войны Сталин среди великих имен, которые дала миру русская нация, назвал двух художников - Репина и Сурикова. Речь эта почиталась исторической, нас она внесла в разряд неприкасаемых. Потому бабушке моей, Ольге Васильевне , на язык нередко весьма несдержанной, сходило то, что другим бы никогда не простилось. Когда выступал министр культуры, она фыркала: "Боже, что он несет!" К советской власти относилась вполне недвусмысленно. Образ жизни, который они с дедом вели, ясно давал это понять... В его доме я всегда чувствовал себя в особом дореволюционном европеизированном мире, взрослые при внуках говорили всегда по- французски, было полно испанцев. Испанская колония вообще была важной частью нашей жизни. В конце 30-х, когда Франко разбил республиканцев, в СССР приехало несколько тысяч детей испанских коммунистов , - сопровождаемых комсомольцами-испанцами. Их колония разместилась в нескольких километрах от дома нашего деда под Обнинском . Испанцы зачастили к нему - в его доме можно было петь, говорить по-испански, здесь была европейская атмосфера. Приходило их разом человек двадцать... См. Во время революции семья Кончаловских жила в мастерской Ссылки:
|