Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Турне футуристов по России

Так как футуристы  (См. фото 023) с трудом находили издателей, они были вынуждены публиковать свои произведения сами, зачастую мизерными тиражами (300-500 экземпляров), - следовательно, за пределами Москвы и Петербурга с их творчеством мало кто был знаком. Турне длилось три с половиной месяца, с середины декабря 1913 года до конца марта 1914-го. Участниками турне были также Василий Каменский и в течение непродолжительного времени - эгофутурист Игорь Северянин . Они читали стихи, выступали с лекциями о последних направлениях в искусстве и демонстрировали диапозитивные снимки своих работ и произведений других художников, например Пикассо.

Футуристические лозунги подкреплялись внешним видом выступающих: из петлиц у них торчали редиски, на лицах были нарисованы самолеты, собаки и каббалистические знаки; Маяковский чаще всего появлялся в желтой кофте, сшитой "из трех аршин заката" (как он описал ее в стихотворении "Кофта фата"). (См. фото 012

"У футуристов лица самых обыкновенных вырожденцев, - полагал один из журналистов, - и клейма на лицах заимствованы у типов уголовных".

Интерес к участникам турне был огромен, часто случались и скандалы. Выпады футуристов вызывали у публики не только свист и неодобрительные крики, но и аплодисменты и смех; однажды выступление было запрещено после того, как начальнику местной полиции стали известны политические прегрешения Маяковского. В другом случае, в Киеве, выступление разрешили, но исключительно в присутствии генерал-губернатора, обер- полицеймейстера, восьми приставов, шестнадцати помощников приставов, пятнадцати околоточных надзирателей, шестидесяти городовых внутри театра и пятидесяти конных возле театра. Так это выглядело, во всяком случае, согласно Василию Каменскому, который вспоминал: "Маяковский восхищался. Ну, какие поэты, кроме нас, удостоились такой воинственной обстановки" <...> на каждый прочитанный стих приходится по десяти городовых. Вот это поэзия!" (См. фото 025

Цель турне была, иными словами, достигнута: движение приобрело известность, а борьба за новое искусство переместилась на новый уровень. Интерес возрос и благодаря тому, что в разгар турне Петербург и Москву посетил основоположник футуризма Филиппо Томмазо Маринетти . И хотя отстаивавшие независимость русского движения русские футуристы сделали все возможное, чтобы сорвать выступления Маринетти или хотя бы помешать ему, они ничего не имели против рекламы, сделанной им этими скандалами... Однако турне возымело и иные последствия. Из-за нападок, которым Маяковский и Бурлюк подвергали классиков, стало невозможным дальнейшее пребывание футуристов в стенах училища, и руководство в конце концов было вынуждено их отчислить. Для Маяковского это решение оказалось благоприятным в том смысле, что отныне он мог посвящать все свое время той художественной области, в которой его дарование было наиболее сильным, - поэзии.

Ссылки:

  • Эльза Каган и Маяковский
  • Маяковский и женщины
  • МАЯКОВСКИЙ СТАНОВИТСЯ ПОЭТОМ, ФУТУРИСТЫ
  • Тринадцатый апостол, Облако в штанах или Владимир Маяковский
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»