Московское высшее художественно-промышленное училище
(основанном в 1825- м
С.Г. Строгановым
как "Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам").
Уроженец Москвы Сергей Григорьевич
Строганов, происходивший из знаменитого рода Строгановых, он обладал
громадным состоянием. Воспитываясь в Петербурге, где окончил Институт
корпуса инженеров путей сообщения, он, однако, не терял связей с Москвою.
Участник главных сражений в Отечественной войне 1812 г. (под Смоленском,
при Бородине, при Тарутине, Малоярославце и Красном), участник похода во
Францию 1813-1814 гг., Строганов близко к сердцу принимал разорение страны
и ее древней столицы.
В 1835 г. Строганов был назначен попечителем Московского учебного округа и
проявил себя как гуманный и умный администратор, окончательно отменив
практику применения к студентам таких карательных мер, как карцер и
солдатчина. Разойдясь во мнениях с главой Министерства народного
просвещения, графом С.С. Уваровым, в 1847 г. он подал в отставку.
Основная задача Рисовальной школы, по мысли Строганова, заключалась в том,
чтобы "молодым людям от 10 до 16 лет, посвящающим себя разного рода
ремеслам и мастерствам, доставить случай приобресть искусство рисования,
без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим
возможное совершенство".
Первоначальная структура школы определялась Строгановым так. В
"Подготовительный класс" принимались ученики в возрасте 10 лет, со знаниями
в объеме начальной школы.
Из следующих затем трех отдельных классов каждый учащийся должен был
выбрать лишь один, соответственно своей специальности. В I классе изучали
"черчение, архитектурное и практическое", а также "геометрию с зависящими
от нее частями (рисование машин и пр.)". Во II классе - "рисование фигур и
животных", необходимое для профессий художников, связанных с работой над
скульптурно-рельефными изделиями (изготовление гипсовых украшений,
бронзовых, золотых, серебряных, мраморных и т. п. изделий). В III классе
преподавали "рисование цветов и украшений", чьи мотивы использовались
главным образом текстильщиками, обойщиками, живописцами интерьеров,
фарфористами и т. п.
Занятия в каждом классе проходили всего два раза в неделю по два часа, так
как учитывалось, что ученики работают на фабриках и в мастерских, т. е.
проводилось обучение без отрыва от производства. Весь курс обучения должен
был занять 6 лет. Последний год посвящали "ознакомлению с теми самыми
предметами, которые должны войти в их ремесло". Для этого Строганов обещал
подобрать модели, относящиеся к таким профессиям, как "золотых дел мастера,
бриллиантщики, чеканщики, бронзовщики, слесаря, а также для рисования на
разных тканях, фарфоре... и проч.". Из этого перечня видно, на какие
художественные ремесла была рассчитана подготовка рисовальщиков.
Проект Строганова получил утверждение правительства 19 августа 1825 г., и с
31 октября 1825 г. Школа рисования начала функционировать. Она была
рассчитана на 360 учеников, из которых 240 могли безвозмездно учиться и
снабжаться всеми необходимыми для рисования материалами.
Начинание Строганова заставило правительство подумать о более широком
распространении систематического художественно-промышленного образования. В
1833 г. в Москве открыли так называемое Мещанское отделение при Дворцовом
архитектурном училище Кремлевской экспедиции, т. е. рисовальную школу по
образцу Строгановской, для детей мещан. Первоначально здесь была поставлена
более узкая задача - готовить рисовальщиков только для ткацких и набивных
фабрик.
Серьезный перелом наметился в жизни Строгановской
школы в 1843 г., - обе рисовальные школы были приняты на казенный
кошт.
Требования к учащимся были весьма высокие. Экзаменов, правда, не было, а
учеников переводили в следующий класс только по их успехам, удостоверенным
подписью преподавателя.
Однако, если воспитанник школы не достигал определенного уровня в
подготовке, его не переводили. Можно было сидеть несколько лет в том же
классе и не дождаться перевода. Но зато ученики, заканчивавшие
"Строгановку", были действительно блестяще подготовлены.
Серьезным переломным моментом в жизни и деятельности Строгановской школы
был 1860 год, когда на основе слияния первой и второй Московских
рисовальных школ создали Строгановское училище технического рисования.
Открытие состоялось 8 (20) сентября 1860г.
С этого момента Строгановское училище состояло из 5-ти классов: 3-х
подготовительных и 2-х специальных. В подготовительных классах преподавали
общеобразовательные предметы, а также линейное рисование, черчение,
перспективу, академическое рисование, включавшее пейзажи, зарисовки цветов,
плодов и работу с натуры. Изучались Закон Божий, русский язык, история,
география, арифметика и геометрия.
Фактический и иллюстративный материал по истории Строгановского училища
дореволюционного периода плохо сохранился, а в ряде случаев оказался
безвозвратно утраченным, потому что в 1920-х годах пострадал при аварии
водопровода и по приказу тогдашнего директора ВХУТЕМАСа сдан в макулатуру,
а значительная часть изобразительного и методического материала, связанного
со "Строгановкой", погибла при пожаре подсобного помещения Театрального
музея им. А.А. Бахрушина, куда эти материалы были временно помещены.
Остальные сохранившиеся материалы оказались в частных собраниях.
В годы советской власти воспитанники училища принимали активное участие в
создании агитационных плакатов, агитпоездов, военной маскировки, в
оформлении городов в дни торжеств и празднеств, в организации выставок,
создании книжной графики, в производстве почтовых марок, денежных знаков и
т. п.
Уроженец Москвы Сергей Григорьевич
Строганов, происходивший из знаменитого рода Строгановых, он обладал
громадным состоянием. Воспитываясь в Петербурге, где окончил Институт
корпуса инженеров путей сообщения, он, однако, не терял связей с Москвою.
Участник главных сражений в Отечественной войне 1812 г. (под Смоленском,
при Бородине, при Тарутине, Малоярославце и Красном), участник похода во
Францию 1813-1814 гг., Строганов близко к сердцу принимал разорение страны
и ее древней столицы.
В 1835 г. Строганов был назначен попечителем Московского учебного округа и
проявил себя как гуманный и умный администратор, окончательно отменив
практику применения к студентам таких карательных мер, как карцер и
солдатчина. Разойдясь во мнениях с главой Министерства народного
просвещения, графом С.С. Уваровым, в 1847 г. он подал в отставку.
Основная задача Рисовальной школы, по мысли Строганова, заключалась в том,
чтобы "молодым людям от 10 до 16 лет, посвящающим себя разного рода
ремеслам и мастерствам, доставить случай приобресть искусство рисования,
без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим
возможное совершенство".
Первоначальная структура школы определялась Строгановым так. В
"Подготовительный класс" принимались ученики в возрасте 10 лет, со знаниями
в объеме начальной школы.
Из следующих затем трех отдельных классов каждый учащийся должен был
выбрать лишь один, соответственно своей специальности. В I классе изучали
"черчение, архитектурное и практическое", а также "геометрию с зависящими
от нее частями (рисование машин и пр.)". Во II классе - "рисование фигур и
животных", необходимое для профессий художников, связанных с работой над
скульптурно-рельефными изделиями (изготовление гипсовых украшений,
бронзовых, золотых, серебряных, мраморных и т. п. изделий). В III классе
преподавали "рисование цветов и украшений", чьи мотивы использовались
главным образом текстильщиками, обойщиками, живописцами интерьеров,
фарфористами и т. п.
Занятия в каждом классе проходили всего два раза в неделю по два часа, так
как учитывалось, что ученики работают на фабриках и в мастерских, т. е.
проводилось обучение без отрыва от производства. Весь курс обучения должен
был занять 6 лет. Последний год посвящали "ознакомлению с теми самыми
предметами, которые должны войти в их ремесло". Для этого Строганов обещал
подобрать модели, относящиеся к таким профессиям, как "золотых дел мастера,
бриллиантщики, чеканщики, бронзовщики, слесаря, а также для рисования на
разных тканях, фарфоре... и проч.". Из этого перечня видно, на какие
художественные ремесла была рассчитана подготовка рисовальщиков.
Проект Строганова получил утверждение правительства 19 августа 1825 г., и с
31 октября 1825 г. Школа рисования начала функционировать. Она была
рассчитана на 360 учеников, из которых 240 могли безвозмездно учиться и
снабжаться всеми необходимыми для рисования материалами.
Начинание Строганова заставило правительство подумать о более широком
распространении систематического художественно-промышленного образования. В
1833 г. в Москве открыли так называемое Мещанское отделение при Дворцовом
архитектурном училище Кремлевской экспедиции, т. е. рисовальную школу по
образцу Строгановской, для детей мещан. Первоначально здесь была поставлена
более узкая задача - готовить рисовальщиков только для ткацких и набивных
фабрик.
Серьезный перелом наметился в жизни Строгановской
школы в 1843 г., - обе рисовальные школы были приняты на казенный
кошт.
Требования к учащимся были весьма высокие. Экзаменов, правда, не было, а
учеников переводили в следующий класс только по их успехам, удостоверенным
подписью преподавателя.
Однако, если воспитанник школы не достигал определенного уровня в
подготовке, его не переводили. Можно было сидеть несколько лет в том же
классе и не дождаться перевода. Но зато ученики, заканчивавшие
"Строгановку", были действительно блестяще подготовлены.
Серьезным переломным моментом в жизни и деятельности Строгановской школы
был 1860 год, когда на основе слияния первой и второй Московских
рисовальных школ создали Строгановское училище технического рисования.
Открытие состоялось 8 (20) сентября 1860г.
С этого момента Строгановское училище состояло из 5-ти классов: 3-х
подготовительных и 2-х специальных. В подготовительных классах преподавали
общеобразовательные предметы, а также линейное рисование, черчение,
перспективу, академическое рисование, включавшее пейзажи, зарисовки цветов,
плодов и работу с натуры. Изучались Закон Божий, русский язык, история,
география, арифметика и геометрия.
Фактический и иллюстративный материал по истории Строгановского училища
дореволюционного периода плохо сохранился, а в ряде случаев оказался
безвозвратно утраченным, потому что в 1920-х годах пострадал при аварии
водопровода и по приказу тогдашнего директора ВХУТЕМАСа сдан в макулатуру,
а значительная часть изобразительного и методического материала, связанного
со "Строгановкой", погибла при пожаре подсобного помещения Театрального
музея им. А.А. Бахрушина, куда эти материалы были временно помещены.
Остальные сохранившиеся материалы оказались в частных собраниях.
В годы советской власти воспитанники училища принимали активное участие в
создании агитационных плакатов, агитпоездов, военной маскировки, в
оформлении городов в дни торжеств и празднеств, в организации выставок,
создании книжной графики, в производстве почтовых марок, денежных знаков и
т. п.