|
|||
|
Пьеса Маяковского "Клоп"
Главный герой - любитель выпить и побренчать на гитаре, слезливый обладатель партбилета Присыпкин представляет собой вульгаризованный вариант советского гражданина, пародированного Маяковским в поэме "Про это". Присыпкин, чтобы жениться на маникюрше и кассирше Эльзевире Ренессанс, бросает свою старую любовь, работницу Зою Березкину, и та в отчаянии пытается покончить жизнь самоубийством. На свадьбе, которую празднуют в парикмахерской, вспыхивает пожар, и все погибают. Через пятьдесят лет в подвале дома находят замороженного Присыпкина, утонувшего при тушении пожара, и Институт человеческих воскрешений получает задание разморозить его. Вместе с Присыпкиным воскрешается и клоп - "редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого", распространяющего заразные явления, которые в 1979 году давно исчезли и остались лишь в словарях: влюбленность, романсы, самоубийство, танцы, табак, водка... Когда молодая девушка начинает танцевать чарльстон и бормотать стихи, профессора объясняют, что "это приступы острой "влюбленности", - так называлась древняя болезнь, когда человечья половая энергия, разумно распределяемая на всю жизнь, вдруг скоротечно конденсируется в неделю в одном воспалительном процессе, ведя к безрассудным и невероятным поступкам". А когда ассистентка профессора, не кто иная, как постаревшая Зоя Березкина, признается, что пятьдесят лет назад она пыталась покончить с собой из-за любви, профессор восклицает: "Чушь... От любви надо мосты строить и детей рожать..." Реплики явно автобиографичны, здесь слышатся намеки и на самоубийство Антонины Гумилиной , и на рождение дочери Элли-Патриции . Когда клопа в конце концов ловят, его вместе с Присыпкиным отправляют в зоопарк. Их двое = разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые "клопус нормалис" и... "обывателиус вульгарис". Оба водятся в затхлых матрацах времени". Запертого в клетку вместе с гитарой, водкой и папиросами Присыпкина - "существо", как его называет директор зоопарка, - показывают любопытной публике. Специальные фильтры "задерживают выражения", его вульгарные речи доходят до слушателей в отцензурированном виде. Иногда он курит, иногда "вдохновляется" с помощью водки. Директор призывает его сказать "что-нибудь коротенькое", и Присыпкин, обращаясь к театральной публике, кричит: "Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?! Граждане!.." Если клоп - метафора Присыпкина, то Присыпкин - карикатура на Маяковского - поэта, который из-за своих мечтаний о "немыслимой любви" страдает за все человечество. Чтобы подчеркнуть эту параллель, Маяковский настоял, чтобы исполнитель главной роли научился подражать его манерам. "Клоп" - сведение счетов с мечтами молодости о светлом будущем и спасительной любви. Коммунистическое будущее в пьесе - бездуховное, механизированное общество, в котором любовь редуцирована до чистой физиологии, до полового влечения. Мечта о воскрешении в поэме "Про это", где Маяковский в будущем встречает свою любовь "дорогой зоологических аллей", жестко пародируется в "Клопе", где воскрешенное alter ego поэта держат в клетке вместе с вредным насекомым. В поэме "Человек" Маяковский заявляет, что он "для сердца", но в обществе будущего никто не знает, что такое сердце. И если в "150 000 000" он верил, что "в новом свете раскроются / поэтом опоганенные розы и грезы, / все на радость / нашим / глазам больших детей!", то в 1929 году действительность выглядит иначе: "Есть про розы только в учебниках садоводства, есть грезы только в медицине, в отделе сновидений". Работа над "Клопом" была изнурительной, Маяковский трудился круглые сутки и почти не спал. Но работа изматывала его не только физически, но и потому, что пьеса была вариацией главной темы его творчества - и теперь эта тема в первый раз за многие годы проявилась в полную силу.
Ссылки:
|