Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Маяковский не был членом партии

На это обстоятельство охотно указывали его враги, пытаясь изображать его "попутчиком" , а этот термин имел опасный подтекст.

Свое решение не вступать в партию Маяковский защищал разными аргументами, в частности тем, что коммунисты "в искусстве и просвещении пока соглашатели", что его "послали б ловить рыбу в Астрахань" и что "дисциплина заставила б [его] что-нибудь "делопроизводить", а это было бы "все равно, что броненосец на велосипед переделывать".

Так Маяковский писал в своей автобиографии; в таком же духе он ответил на этот вопрос, выступая в Доме комсомола Красной Пресни в связи с выставкой: "беспартийный" он "не напрасно", поскольку "приобретенные навыки в дореволюционные годы <... > крепко сидят" и их "нельзя связать с организационной работой".

Но, несмотря на боязнь, что партия прикажет ему "поезжай сюда или туда", он утверждал:

"Я от партии не отделяю себя, считаю обязанным выполнять все постановления этой партии, хотя не ношу партийного билета".

Судя по дневнику Лили, в это время Маяковский думал вступить в партию. То, что он предпочел остаться в стороне, наверное, частично объяснялось его буржуазными "навыками", но главным образом тем, что он всем своим существом противился любым формам субординации и принуждения. Если бы он действительно хотел вступить в партию, он мог бы это сделать как приверженец того чистого, идеалистического коммунизма, в который верил.

Но подобный идеализм партию не интересовал; он приветствовался бы десять лет назад, но не сейчас. Теперь партии нужны были именно те карьеристы, которых Маяковский презирал и бичевал в своих пьесах и стихотворениях. Маяковский делал все, чтобы убедить власть в том, что он нужен, и упорно приспосабливался к требованиям партии эпохи. Но это не помогало. Он становился "на горло собственной песне", а в томе Советской энциклопедии, вышедшем январе 1930 года, утверждалось, что "бунт Маяковского, анархический и индивидуалистический, мелкобуржуазный по существу" и, что "после Октября Маяковскому чуждо мировозрение пролетариата".

И в списке шестнадцати наиболее выдающихся произведений о Ленине, опубликованном в журнале "Огонек" 25 января, через четыре дня после успешного выступления Маяковского в Большом театре, поэма "Владимир Ильич Ленин отсутствовала. В поэме "Во весь голос" выражены чувства поэта которого не понимают современники, - чувства одиночества и отчужденности. Как будто автор хотел сказать: "Ладно, не хотите меня понимать, но придет время, когда меня оценят по заслугам, а пока мне на вас плевать".

Отчаяние было результатом конкретных обстоятельств и событий, но и выражением экзистенциальной уязвимости, пронизывающей все творчество Маяковского.

Поэма "Во весь голос" представляла собой политический манифест, но в ней звучат те же боль и отчаяние, которые мы встречаем в ранних произведениях - как, например, в "Облаке в штанах", где поэт, "обсмеянный у сегодняшнего племени, / как длинный / скабрезный анекдот", кричит грядущим столетиям об ином, лучшем будущем.

"Мне сегодня показалось, что он очень одинок", - сказал Луначарский жене после того, как они вернулись с выставки. Он был прав: Маяковский был одинок - "одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека!", как он написал в стихотворении "Я" за шестнадцать лет до этого. Вступать в партию для Маяковского было поздно; многое было слишком поздно. Что делать человеку после того, как написана поэма, подобная "Во весь голос", в которой он по сути прощался? Читатели Маяковского ответа на этот вопрос не знали, но сам он его знал.

Замечание читателя

2017-10-24 21:52:02 игорь хандлос i.xandlos@yandex.ru прочитал про этого человека довольно много,чтобы обнаружить: с одной стороны... а вот зато с другой стороны - нежный и ранимый и даже любящий собак больше,чем свою печень, субъект. Раздвоение! Раздвоение, судари дорогие, личности! Торчал! Торчал в этом человечке рогатый! Давал ему талант, спонсировал энергией. До поры, до времени. А когда достаточно охмурил, буквально всё! Всё! Отобрал! Бога. Веру. Отечество. Хрен бы он вернулся из Франции. Чекисты это с помощью своих бесов прочувствовали. Славу. Талант. Любовь. Смысл. Всё отобрал. Смысла жить не стало. Семья из четырёх человек из мухасранска переезжает на голое место в Москву с тремя рублями! Имеет пенсию по потере кормильца в 10 рублей и никто не умирает от голода! Поступает учиться после трёх!!! Уголовных дел. Зачем менять такой дивный государственный строй? Кому в будущем нужен этот неведомый коммунизм? Смысла нет. А вот был бы он простым лесничим!... Тогда и жизнь его по другому пошла. А ведь он гениальности, славы вселенской захотел. Гордыня... Чёрт,которого впустил в себя Маяковский вместе со стихами и ввёл его в страшную депрессию и заставил совершить не прощаемый грех. Есенина сразу же отпели, и теперь за него любой может поставить в церкви свечу. А за Маяковского? - НЕТ!

 

Ссылки:
1. МАЯКОВСКИЙ И "ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА" 1929
2. Маяковский демонстрирует лояльность властям

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»