Источник - Википедия
Клюев, Николай Алексеевич
(10 (22) октября 1884, деревня Коштуги, Олонецкая губерния - между 23 и 25
октября 1937, Томск,
расстрелян) -русский поэт,
представитель так называемого новокрестьянского направления в русской
поэзии XX века.
Отец - урядник, сиделец в винной лавке. Мать была сказительницей и плачеёй.
Учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска. Среди предков Клюева
были староверы, хотя его родители и он сам (вопреки многим его рассказам)
не исповедовали старообрядчества.
Участвовал в революционных событиях
1905-1907 годов, неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за
отказ от армейской присяги по убеждениям. Отбывал наказание сначала в
Вытегорской, затем в Петрозаводской тюрьме.
В автобиографических заметках Клюева "Гагарья судьбина" упоминается, что в
молодости он много путешествовал по России. Конкретные рассказы не могут
быть подтверждены источниками, и такие многочисленные автобиографические
мифы - часть его литературного образа.
Клюев рассказывает и как послушничал в монастырях на Соловках; и как был
"царём Давидом ... белых голубей - христов" (одна из русских сект), но
когда его хотели оскопить, сбежал; и как на Кавказе познакомился с
красавцем Али, который, по словам Клюева, "полюбил меня так, как учит
Кадра-ночь, которая стоит больше, чем тысячи месяцев. Это скрытное
восточное учение о браке с ангелом, что в русском белом христовстве
обозначается словами: обретение Адама...", затем же Али покончил с собой от
безнадёжной любви к нему; и как в Ясной Поляне беседовал с Толстым; и как
встречался с Распутиным; и как трижды сидел в тюрьме; и как стал известным
поэтом и "литературные собрания, вечера, художественные пирушки, палаты
московской знати две зимы подряд мололи меня пёстрыми жерновами моды,
любопытства и сытой скуки".
Как указывает А. И. Михайлов, Александр Блок неоднократно упоминает Клюева
в своих стихах, записных книжках и письмах и воспринимает его как символ
загадочной народной веры В одном из писем Блок даже заявил: "Христос среди
нас", и С. М. Городецкий отнёс эти слова к Николаю Клюеву.
В своей записи 1922 года Клюев говорит:
Стихи Клюева рубежа 1910-х и 1920-х годов отражают "мужицкое" и
"религиозное" приятие революционных событий, он посылал свои стихи Ленину
(хотя несколькими годами раньше, вместе с Есениным, выступал перед
императрицей), сблизился с левоэсеровской литературной группировкой
"Скифы". В берлинском издательстве "Скифы" в 1920-1922 годах вышли три
сборника стихов Клюева.
После нескольких лет голодных странствий около 1922 года Клюев снова
появился в Петрограде и Москве, его новые книги были подвергнуты резкой
критике и изъяты из обращения.
С 1923 года Клюев жил в Ленинграде (в начале 1930-х переехал в Москву).
Катастрофическое положение Клюева, в том числе и материальное, не
улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924).
Вскоре Николай Клюев, как и многие новокрестьянские поэты, дистанцировался
от советской действительности, разрушавшей традиционный крестьянский мир; в
свою очередь, советская критика громила его как "идеолога кулачества".
После самоубийства Есенина он написал "Плач о Есенине" (1926), который был
вскоре изъят из свободной продажи. В 1928 году выходит последний сборник
"Изба и поле".
В 1929 году Клюев познакомился с молодым художником Анатолием Кравченко, к
которому обращены его любовные стихотворения и письма этого времени.
В письме Анатолию от 23 мая 1933 года Клюев так рассуждает об их близких
отношениях:
Сам Клюев в письмах поэту Сергею Клычкову и В. Я. Шишкову называл главной
причиной ссылки свою поэму "Погорельщина", в которой усмотрели памфлет на
коллективизацию и негативное отношение к политике компартии и советской
власти. Аналогичные обвинения (в "антисоветской агитации" и "составлении и
распространении контрреволюционных литературных произведений") были
предъявлены Клюеву и в связи с другими его произведениями - "Песня Гамаюна"
и "Если демоны чумы, проказы и холеры...", входящими в неоконченный
цикл"Разруха".
По воспоминаниям И. М. Гронского
(редактора "Известий ВЦИК" и главного редактора журнала "Новый мир"), Клюев
всё более переходил "на антисоветские позиции" (несмотря на выделенное ему
государственное пособие). Когда Клюев прислал в газету "любовный гимн",
предметом которого являлась "не "девушка", а "мальчик"", Гронский изложил
свое возмущение в личной беседе с поэтом, но тот отказался писать
"нормальные" стихи. После этого Гронский позвонил Ягоде и попросил выслать
Клюева из Москвы (это распоряжение было санкционировано Сталиным). Мнение,
что причиной ареста Клюева стала именно его
гомосексуальность, высказывал также
позднее в частных беседах М. М. Бахтин.
2 февраля 1934 года Клюев был арестован по обвинению в "составлении и
распространении контрреволюционных литературных произведений" (ст.58 10 УК
РСФСР). Следствие по делу
вел Н. Х. Шиваров. 5 марта после суда Особого совещания выслан в Нарымский
край, в Колпашево. Осенью того же года по ходатайству артистки Н. А.
Обуховой, С. А. Клычкова и
возможно Горького переведён в
Томск.
5 июня 1937 года он был снова арестован и в конце октября
расстрелян на Каштачной горе.
Следователем по Томскому делу Клюева был оперуполномоченный 3-го Отдела
Томского ГО НКВД мл. лейтенант Госбезопасности Георгий Иванович
Горбенкол.
Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году, однако первая посмертная
книга в СССР вышла только в 1977 году.(Серия "Библиотека Поэта", изд.
Советский Писатель, ленинградское отделение, 1977, ISBN K-70403-316
(361-75), тираж 10 000 экз.)