(11 [23] июля 1889, Петропавловск, Российская империя — 12
июля 1974, Париж, Франция) — русский и французский живописец и график,
художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор.
Литературный псевдоним — Борис Темирязев.
Сын народовольца П. С. Анненкова, родился в
Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в
Петербург.
1905—1906 — рисовал политические карикатуры для гимназического журнала
(выходящего нелегального), за что после дознания был исключён из 12-й
Петербургской казённой гимназии и перешёл в частную гимназию С. А.
Столбцова.
1907 — познакомился с И. Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым
мастером (дача семейства Анненковых находилась
в Куоккале, рядом с репинскими
«Пенатами»).
1908 — поступил на юридический факультет Петербургского университета и
одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской
художника С. М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в
Боровичах.
1909 — году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в
мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911, году
уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище
Штиглица в Петербурге.
1911—1912 — брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в
Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет стало
заметным влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма.
1912 — лето провёл на море, в Бретани, где много рисовал. Исполнил для
учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в
диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).
1913 — дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в
которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего
вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника,
оформив спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра «Кривое
зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы.
В 1916—1924 годах много и талантливо занимался портретом, проявил себя как
иллюстратор книг и журналов, в 1918 году полностью оформил в кубистическом
стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока, много работал
в графике, сотрудничал с издательствами.
1917? — вступает в члены объединения «Мир
искусства» (до 1924).
1924 — для участия в XIV Международной художественной выставке выехал
в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпери,
балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева
«Летучая мышь». В 1925 году принял участие в Международной выставке
современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для
французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.
1925? — член и учредитель Общества художников-станковистов.
После 1934 серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы
более чем к 50 кинофильмам. В 1955 номинант на премию «Оскар» Американской
академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс
Офюльс, 1953).
1945—1955 — президент «Синдиката техников французской кинематографии».
1969—1970 — оформлял книги А. Солженицына в издательстве YMCA-Press.
Всё время занимался и графикой, и станковой живописью. Во французских
журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские
портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со
свободой цветовых пятен и цветных контуров.