|
|||
|
УЛЬЯНОВ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ - "ПОТОМОК СТЕПНЫХ КАЛМЫКОВ"?
ВСЛЕД ЗА М.С. Шагинян, Д. ВОЛКОГОНОВ И ДРУГИЕ АВТОРЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО БАБУШКА В.И. ЛЕНИНА, ТО ЕСТЬ МАТЬ ИЛЬИ НИКОЛАЕВИЧА УЛЬЯНОВА, БЫЛА "ДОЧЕРЬЮ КРЕЩЕНОГО КАЛМЫКА". ТАК ЛИ ЭТО? В произведениях М.С. Шагинян , объединенных в "Лениниану" , представлена родословная В.И. Ленина с отцовской стороны. В романе "Семья Ульяновых" она пишет, что мать И.Н. Ульянова , А.А. Смирнова , "вышла из уважаемого в астраханском мещанстве крещеного калмыцкого рода". А в очерке "Предки Ленина (Наброски к биографии)", впервые опубликованном в журнале "Новый мир" (* 11, 1937 г.), Шагинян прямо говорит: "Есть документ о том, что отец Анны Алексеевны был крещеный калмык". Что же это за документ? Сама Шагинян не включила его ни в одно из своих произведений. Не обнаружена и копия названного документа в ее личном фонде, хранящемся ныне в Центральном государственном архиве литературы и искусства. М.Г. Штейн предполагает, что если документ был изъят из архива по указанию партийных органов в 30-х гг. XX в. без следов этого изъятия, то в настоящее время он может находиться в каком-либо из специальных архивов: РГАСПИ или Архиве Президента Российской Федерации. Однако, учитывая то, что в 1990-е гг. публиковались многие ранее неизвестные источники о В.И. Ленине и его семье, например, письма А.И. Ульяновой- Елизаровой И.В. Сталину о еврейском происхождении А.Д. Бланка, логично предположить о представлении документального подтверждения и калмыцких корней в родословной В.И. Ленина. Но до настоящего времени поиск документа, на который ссылается М.С. Шагинян, не увенчался успехом. Категоричная позиция Шагинян в вопросе происхождения И.Н. Ульянова вызвала справедливые нарекания со стороны родных В.И. Ленина. Так, 28 ноября 1937 г. Д.И. Ульянов написал рецензию на рукопись романа М. Шагинян "Билет по истории" и отослал ее в редакцию журнала "Красная новь", которая приняла решение о публикации романа. В этой рецензии он писал: "Автор очень категоричен в вопросе о происхождении Ильи Николаевича: "Потомок степных калмыков". Думаю, что так безоговорочно утверждать нельзя; автор берет на себя слишком большую смелость. Да и с какой целью он это делает? Что это по существу должно или может характеризовать? В какую семью на Руси не попала монгольская кровь - если не в период татарского ига, то в последующие века, когда русские жили бок о бок с монгольскими племенами. Особенно в таком полутатарском городе, как Астрахань. Нет надобности особенно разбираться в семейных летописях, чтобы объяснить раскосые глаза или выдающиеся больше обычного скулы. Если бы характеристика предков касалась существа дела, например, особого склада ума, каких-либо талантов или особых способностей и пристрастий, тогда бы это было важно". В 1960-е гг. усилиями астраханских и горьковских архивистов были выявлены документы, благодаря которым стало известно, что дед Ленина Николай Васильевич происходил из села Андросова Сергачской округи Нижегородской губернии . Документы позволили проследить три поколения Ульяновых, живших в Андросове. Прапрадед В.И. Ленина - Никита Григорьевич , прадед - Василий Никитич и дед Николай Васильевич были крепостными крестьянами нижегородских помещиков Бреховых . В 1791 г. дед Ленина был отпущен помещиком М.С. Бреховым на оброк. В 1793 и 1797 гг. были изданы правительственные указы, разрешавшие, в силу государственных интересов, не возвращать к помещикам с окраинных земель крестьян , засчитывая их владельцам как сданных в рекруты. Так Н.В. Ульянов, отрабатывавший оброк в Астраханском крае, стал государственным крестьянином , в 1808 г. он был причислен к мещанскому сословию, жил и работал вначале в селении Новопавловском Астраханской губернии , а затем переехал в Астрахань . В списках мужского населения Астрахани для рекрутского набора 1837 года указывалось: "Николай Васильев Ульянин, у него дети Василий 14 лет, Илья 2 лет, коренного российского происхождения". Таким образом, версия о калмыцком происхождении И.Н. Ульянова не имеет документального подтверждения. Ссылки:
|