23 августа 1845 г. недалеко от главной площади
Симбирска открыт один из первых в стране памятник не царствующей особе, а
историку и писателю, симбирянину
Николаю Михайловичу Карамзину
. Его имя было присвоено и публичной библиотеке, открытой 18 апреля 1848 г.
как памятник первому русскому историографу на его родине. Основу книжного
фонда составила личная библиотека
поэта Н.М. Языкова
, а также книжные собрания Н.М. Карамзина, И.А. Гончарова, Д.Д. Минаева,
В.Ф. Одоевского и других.
(1 [12] декабря 1766, Знаменское, Симбирская губерния, Российская империя
— 22 мая
[3 июня] 1826, Санкт-Петербург, Российская империя) — историк, крупнейший
русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном».
Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного
из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского
журнала» (1791—1792) и
«Вестника Европы»
(1802—1803).
Карамзин вошёл в историю как реформатор
русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого
заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как
«впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и
«занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность»,
«сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония»,
«катастрофа», «будущность».
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около
Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича
Карамзина (1724—1783), среднепоместного симбирского дворянина из рода
Карамзиных, происходящего от татарского Кара-мурзы. Первоначальное
образование получил в частном пансионе в Симбирске. В 1778 году был
отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М.
Шадена. Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции И. Г. Шварца в
Университете.
В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в Преображенский
гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы
относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в
Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в
Симбирске вступил в масонскую ложу
«Золотого венца», а после приезда в Москву в течение четырёх лет
(1785—1789) был членом «Дружеского ученого общества».
В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И.
Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого
русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума».
В 1789—1790 годы предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил
Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской
революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые
«Письма русского путешественника»,
публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором.
Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт
современная русская литература. Как бы то ни было, в литературе русских
«путешествий» Карамзин действительно стал пионером — быстро нашедшим как
подражателей (В. В. Измайлов, П. И. Сумароков, П. И. Шаликов), так и
достойных преемников (А. А. Бестужев, Н. А. Бестужев,Ф. Н. Глинка, А. С.
Грибоедов) Именно с тех пор Карамзин и считается одним из главных
литературных деятелей России.
По возвращении из поездки в Европу Карамзин поселился в Москве и начал
деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив
к изданию
«Московского журнала»
1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других
произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная
Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды»,
«Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали
сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его
признанным лидером.
Помимо прозы и стихов «Московский журнал» систематически публиковал
рецензии, критические статьи и театральные разборы. В мае 1792 года в
журнале была напечатана рецензия Карамзина на ироикомическую поэму Николая
Петровича Осипова «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку»
Император Александр I
именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю
Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб.
ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не
возобновлялся. С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от
художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на
должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригся
в историки». В связи с этим он отказывался от предлагавшихся ему
государственных постов, в частности, от должности тверского губернатора.
Почетный член Московского университета (1806).
В 1811 году Карамзин написал «Записку о древней и новой России в её
политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды
консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами
императора. Своей задачей он ставил доказательство того, что никаких
преобразований проводить в стране не нужно. «Записка о древней и новой
России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль
набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской
истории.
В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов
«Истории государства российского»,
трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы
вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие
европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило
Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе.
Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу
жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Незаконченный
12-й том был издан после его смерти.
Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. По
преданию, смерть его стала следствием простуды, полученной 14 декабря 1825
года, когда Карамзин воочию наблюдал
события на Сенатской площади.
Похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803—1815 гг. было
напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.
«Влияние последнего (Карамзина) на литературу можно сравнить с влиянием
Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И.
Герцен.
Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и
повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России
эпоху
сентиментализма.
Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, — ещё более
закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмёт
рубля.
— Для чего же?
— Мне не надобно лишнего.
— Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки,
стоят рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы
всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для
меня.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не
разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой
деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и
совершенствование «естественных» чувств. Его герой более
индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью
сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени,
«Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал
большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том
числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.
Поэзия Карамзина, развивавшаяся в русле европейского сентиментализма,
кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на
одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие
отличия:
Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный
мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект
поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он
использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия
метафор и других тропов, столь популярных в стихах его
предшественников.
«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
…
Странность любви, или бессонница (1793)
Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него
принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на
один и тот же предмет:
Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище (1792)
«Евгений и Юлия», повесть (1789)
«Письма русского путешественника» (1791-1792)
«Бедная Лиза», повесть (1792)
«Наталья, боярская дочь», повесть (1792)
«Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792)
«Сиерра-Морена», повесть (1793)
«Остров Борнгольм» (1793)
«Юлия» (1796)
«Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802)
«Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)
«Чувствительный и холодный» (1803)
«Рыцарь нашего времени» (1803)
«Осень»
Перевод — пересказ «Слова о полку Игореве»
«О дружбе» (1827) писателю А. С. Пушкину.
Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие
русского литературного языка. Карамзин
целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и
грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи
и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского
языка.
Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов
(«благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство»,
«достопримечательность», «ответственность», «подозрительность»,
«промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и
варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал
использовать букву Ё.
Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в
1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811
году общество
«Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого»
языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в
1815 году образовалось
литературное общество «Арзамас», которое
иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами
общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков,
Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над
«Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.
Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и,
благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом
Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии
наук.
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал
повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
(опубликовано в1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на
должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием
«Истории государства Российского», практически прекратив деятельность
журналиста и писателя.
«История государства Российского» Карамзина не была первым описанием
истории России, до него были труды
В. Н. Татищева и
М. М. Щербатова. Но именно
Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам
А. С. Пушкина, «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего
отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя
Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Это
произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений
(например, «История русского народа» Н. А. Полевого)
В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк —
описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего
стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее,
высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат
множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных
Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.
В известной эпиграмме, чьё авторство приписывается А. С. Пушкину,
освещение Карамзиным истории России подвержено критике:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления
памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М.
Минину иД. М. Пожарскому на Красной площади (1818).
Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи
XVI века и опубликовал его в 1821 году. Он писал:
«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных
европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века … Оно
(путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и
Шарденей, менее просвещённых, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы
слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время
как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к
Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара …»
В 1787 году, увлечённый творчеством Шекспира, Карамзин опубликовал свой
перевод оригинального текста трагедии «Юлия Цезаря». О своей оценке
произведения и собственного труда, как переводчика, Карамзин писал в
предисловии:
«Трагедия, мною переведенная, есть одно из превосходных его творений… Если
чтение перевода доставит российским любителям литературы достаточное
понятие о Шекеспире; если оно принесёт им удовольствие, то переводчик будет
награждён за труд его. Впрочем, он приготовился и к противному».
В начале 1790-х годов это издание, одно из первых произведений Шекспира на
русском языке, было включено цензурой в число книг для изъятия и
сожжения.
В 1792—1793 годах Н. М. Карамзин перевёл памятник индийской литературы (с
английского) — драму «Сакунтала», автором которой является Калидаса. В
предисловии к переводу он написал:
«Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть гражданин вселенной.
Человек везде — человек; везде имеет он чувствительное сердце, и в зеркале
воображения своего вмещает небеса и землю. Везде Натура есть его наставница
и главный источник его удовольствий.
Я чувствовал сие весьма живо, читая Саконталу, драму, сочинённую на
индейском языке, за 1900 лет перед сим, Азиатским поэтом Калидасом, и
недавно переведенную на английской Виллиамом Джонсом, бенгальским
судьею…»
Семья
Н. М. Карамзин был женат дважды и имел 10 детей:
Первая жена (с апреля 1801 года) —
Елизавета Ивановна Протасова
(1767—1802), сестра А. И. Плещеевой и А. И. Протасова, отца А. А.
Воейковой и М. А. Мойер. По словам Карамзина Елизавету он «тринадцать лет
знал и любил». Она была женщиной очень образованной и деятельной помощницей
мужу. Имея слабое здоровье, в марте 1802 года родила дочь, а в апреле
скончалась от послеродовой горячки. Некоторые исследователи считают, что
именно в её честь названа героиня «Бедной Лизы».
Дочь - Софья Николаевна (5.03.1802—4.07.1856), с 1821 года фрейлина,
близкая знакомая Пушкина и друг Лермонтова.
Вторая жена (с 08.01.1804) — Екатерина
Андреевна Колыванова
(1780—1851), внебрачная дочь князя А. И. Вяземского и графини Елизаветы
Карловны Сиверс, единокровная сестра поэта П. А. Вяземского.
Наталья (30.10.1804—05.05.1810)
Екатерина Николаевна (1806—1867), петербургская знакомая Пушкина; с 27
апреля 1828 года была замужем за отставным подполковником гвардии князем
Петром Ивановичем Мещерским (1802—1876), женатым на ней вторым браком. Их
сын писатель и публицист Владимир Мещерский (1839—1914)
Андрей (20.10.1807—13.05.1813)
Наталья (06.05.1812—06.10.1815)
Андрей Николаевич (1814—1854), после окончания Дерптского университета,
был вынужден по здоровью находиться за границей, позднее — отставной
полковник. Был женат на Авроре Карловне Демидовой. От внебрачной связи с
Евдокией Петровной Сушковой имел детей.
Александр Николаевич (1815—1888), после окончания Дерптского университета
служил в конной артиллерии, в молодости был великолепным танцором и
весельчаком, был близок с семьей Пушкина в его последний год жизни. Женат
на княжне Наталье Васильевне Оболенской (1827—1892), детей не было.
Николай (03.08.1817—21.04.1833)
Владимир Николаевич (5.06.1819 — 7.08.1879), член консультации при
министре юстиции, сенатор, владелец имения Ивня. Отличался остроумием и
находчивостью. Был женат на баронессе Александре Ильиничне Дука
(1820—1871), дочери генерала И. М. Дука. Потомства не оставили.
Елизавета Николаевна (1821—1891), с 1839 года фрейлина, замужем не была.
Не имея состояния, жила на пенсию, которую получала как дочь Карамзина.
После смерти матери проживала вместе со старшей сестрой Софьей, в семье
сестры княгини Екатерины Мещерской. Отличалась умом и безграничной
добротой, принимая все чужие горести и радости близко к сердцу. Писатель Л.
Н. Толстой называл её «примером самоотвержения». В семье её ласково звали —
Бабу