Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

СМЕРТЬ ТАТИЩЕВА И БОРЬБА ЗА ЕГО ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Смерть тех, кто творит бессмертные дела, всегда преждевременна.

Плиний Младший

О великих делах нужно судить, проникшись их величием: иначе мы рискуем

внести в них собственные пороки.

Сенека Младший 15 июля 1750 года Татищев скончался. В прошлом столетии было записано восходящее к его внуку Ростиславу Евграфовичу предание о "чудесных" обстоятельствах кончины Василия Никитича.

За два дня до смерти Татищев почувствовал ее приближение. Он верхом на коне отправился с внуком на кладбище, направив мастеровых туда же копать могилу. Вместе со священником он выбрал место около своих предков и проследил за работой мастеровых. Пригласив священника назавтра к себе, он возвращается домой. Там его ожидает курьер с указом об оправдании и орденом Александра Невского.

Татищев поблагодарил письмом императрицу и вернул орден как уже ненужный. На другой день священник приготовил его к иному миру. Простившись с сыном, невесткой и внуком, он скончался при чтении Евангелия.

В 1886 году было опубликовано и так называемое . "увещание" Татищева сыну, записанное якобы очевидцем его смерти. В "увещании" отражалась иная картина. Но ничего татищевского в нем и не было. Татищеву оно ошибочно было приписано издателем А. Дмитриевым лишь на том основании, что помещалось в одном сборнике с "Духовной". Ни о каком помиловании в 1750 году говорить не приходится. Обвинения Сената и так никто всерьез не принимал. А в отношении действительной причины ничего не изменилось. Ростислав Евграфович , часто живший у деда вместе с матерью, был, видимо, не очевидцем, а "послухом". Он мог слышать подобное от дворовых и крестьян Болдина. Незадолго до смерти Татищев сообщал в Академию наук о своей медицинской практике и просил химиков проанализировать состав некоторых употребляемых им лекарств.

Татищев, в частности, успешно использовал сосновый сок в сочетании с настоями разных трав. Практические результаты его лечебной деятельности среди крестьян были поистине фантастическими. Они-то и могли более всего способствовать распространению представлений о нем как о чародее. Лepx пользовался явно непроверенными слухами, уверяя, будто Евграф унаследовал от отца огромное состояние. После раздела имущества с матерью Евграфу достались деревни с четырьмястами душами (видимо, столько же составило ранее приданое дочери) и пять тысяч рублей долгу с них. Правда, тринадцать с лишним тысяч рублей были отданы взаймы князю С. И. Репнину . Но Евграф не мог их получить и жаловался в письме к Черкасову, что может остаться "вовсе без пропитания".

Судя по хозяйственному итогу, деревень Татищев не покупал и не стремился переложить на крестьян собственные трудности. Очевидно, от воплощения в жизнь предложений о смягчении наказаний беглым он бы не пострадал. Гораздо большую ценность представляла библиотека и рукописное наследие Татищева. Отец понимал, что сын продолжателем его дела не будет. Поэтому он наказал передать исторические труды в распоряжение Черкасова. Елизавета Петровна (видимо, по представлению Черкасова ) обещала даже заплатить наследнику за исторические рукописи. Правда, она могла руководствоваться иными соображениями, нежели Черкасов.

Отношение Евграфа к литературному наследию отца неизменно вызывало подозрение. Он явно не торопился передать рукописи. Кое-что он переписал для себя. Но и то вряд ли из-за заботы о памяти отца. Составил он также реестр библиотеки. А затем случился подозрительный пожар в деревне Грибаново , где якобы библиотека сгорела. Большую часть книг Татищев хранил в Москве. В Грибаново могли попасть книги, перевезенные Евгра- фом из Болдина .

Позднее, в начале 60-х годов, с Евграфом неоднократно имел дело профессор Московского университета Рейхель (выходец из Лейпцига). Миллер просил Рейхеля выудить рукописи Татищева для издания. Но Евграф был "очень равнодушен к памяти и заслугам своего покойного отца", а из остававшегося у него большого собрания книг и рукописей многое уже истлело и стало нечитаемым. Все-таки кое-что Миллер получил. Видимо, по копиям Евграфа он и осуществил первое издание "Истории". C конца 40-х годов Миллер становится одним из главных радетелей за сохранение татищевского рукописного наследия, особенно исторического. В 1747-1748 годах он трижды обращается в канцелярию Академии наук с предложением приобрести татищевские рукописи, дабы они не погибли после смерти их владельца. Миллер дает и чрезвычайно ценную характеристику Татищева как человека:

"Господин тайный советник Татищев, как известно, человек не завидливый, но весьма откровенный в делах, до простирания наук касающихся, и охотно он сообщать будет, что у него есть, для списывания академии, а иногда он и сам изволит некоторые подлинные книги академии уступить". За два столетия немного наберется ученых, которые могли бы удостоиться такой оценки, и, пожалуй, ни один из "скептиков" не попадет в это число. Сам Миллер, человек высокой честности и добросовестности, с негодованием воспринял попытку адъютанта академии Тауберта воспользоваться материалами Татищева и опубликовать их под своим именем. Татищев также ценил Миллера. Он просит Шумахера ознакомить Миллера со своей "Историей". Татищев оговаривается, что начало Руси он освещает иначе, чем Миллер. Но он "не хотел ни его порочить", ни свой взгляд "более изъяснять": Миллер сам поймет, что к чему. Хотелось ему также, чтобы к этому делу приобщили и П. И. Рычкова , за принятие которого в академию Татищев не уставал просить до самой смерти.

В январе 1749 года Татищев обращается с просьбой и к Ломоносову написать посвящение к "Истории". Татищев высоко оценил "Риторику" Ломоносова (1748), о чем записал и в "Истории". В свою очередь, и Ломоносов высоко ценил Татищева и немедленно отозвался на просьбу, в январе же подготовив вдохновенное "посвящение". Ломоносову, однако, не понравилось, что Татищев без особого почтения и пиитета отзывался о Петре I . Он настаивал на исключении из "Истории" пересказанного выше разговора царя с Я. Ф. Долгоруким в 1717 году, видя в нем плохо замаскированную критику деятельности преобразователя. Татищев же весьма высоко оценил "посвящение", но пожелание Ломоносова оставил без внимания. Этим самым он как бы выразил еще раз свое действительное отношение к "старой" и "новой" России.

Ни Татищев, ни Ломоносов не увидели в печати этого "посвящения". Первые три тома "Истории" вышли в 1768-1774 годах по спискам, его не включавшим. Четвертый том появился в 1783 году, а пятый лишь в 1847-1848 годах.

История находки списка пятого тома "Истории" сама по себе любопытна. Известный историк и собиратель рукописей М. П. Погодин купил в 1841 году на аукционе рукопись из библиотеки вологодского купца И. П. Лаптева . Рукопись оказалась продолжением "Истории" Татищева (еще необработанным и не снабженным примечаниями). Как эта уникальная рукопись попала в коллекцию вологодского собирателя? Вопрос этот имеет и определенное практическое значение. Очевидно, не только пожар, но и иные причины способствовали растаскиванию рукописных фондов татищевской библиотеки, и вряд ли Евграф Васильевич стоял совершенно в стороне от этого дела. Не исключено, что еще какие-то татищевские рукописи найдутся в фондах тех лиц, с которыми общался сын Татищева. Лишь в середине XIX века были опубликованы важнейшие политические записки Татищева. А основной философский труд мыслителя вышел уже в 1887 году. Издатель его - известный биограф Татищева Нил Попов - имел в своем распоряжении четыре анонимные рукописи XVIII века. Теперь их известно семь. Опять-таки путь, каким сочинение вышло из татищевского собрания и распространилось в копиях, остается не вполне ясным. Многие работы Татищева впервые увидели свет в самое недавнее время (большинство их собрано в избранных произведениях, как бы продолжающих новое издание "Истории Российской"). И каждая новая публикация открывает еще одну область, где Татищев был либо зачинателем, либо специалистом, стоящим вполне на уровне своего времени. Знаток XVIII столетия Д. А. Корсаков не преувеличивал, давая общую оценку деятельности Татищева:

"Наряду с Петром Великим и Ломоносовым он являлся в числе первоначальных зодчих русской науки. Математик, естествоиспытатель, горный инженер, географ, историк и археолог, лингвист, ученый юрист, политик и публицист и вместе с тем просвещенный практический деятель и талантливый администратор - Татищев по своему обширному уму и многосторонней деятельности смело может быть поставлен рядом с Петром Великим". Эта характеристика может еще существенно дополняться за счет заново открытых сторон научной и практической деятельности Татищева. Так, надо отметить его педагогическую теорию и практику, его исследования в области финансов и денежного обращения, экономики, труды по механике, геометрии, разыскания в области минералогии, геологии, металлургии, искусства фортификации и градостроительства. К этому можно додобавить искусство дипломатии, хорошее знание военного дела. Даже с врачами и фармацевтами Татищев мог разговаривать на профессиональном уровне, да и вообще трудно найти такую отрасль хозяйства или науки, в которой он не был бы на уровне лучших специалистов своего времени. Сравнение с Петром I идет, конечно, как комплимент. Но, строго говоря, оно не вполне удачно. Два этих деятеля находятся в разных социальных плоскостях, и потому их невозможно сопоставлять. Да и задачи у них были совершенно разные. Главное достоинство правителя - уметь отобрать из разнообразных предложений наиболее целесообразное по тому или иному вопросу. Главное достоинство мыслителя - уметь найти лучшее решение той или иной проблемы, поставленной жизнью. Петр к советам прислушивался. Но решал все-таки не всегда наилучшим образом. У Татищева почти всегда намечалось самое целесообразное для данного времени решение. Но он не располагал возможностями провести его в жизнь. Историку очень трудно отказаться от перенесения в прошлое представлений и оценок своего времени. Обозревая с высоты времени процесс развития на длительном этапе, он невольно сосредоточивает внимание на тех фактах и событиях, на тех лицах и идеях, с которыми ближе всего перекликаются идеи современной эпохи. А между тем в каждую историческую эпоху для наиболее действенного движения вперед требуются свои специфические преобразования, которые для другого времени могут совсем не подходить. Социальные организмы имеют разные измерения: государственный, национальный, классовый.

Государственная система создается в результате процесса классообразования, и дальнейшее ее развитие идет в ходе борьбы с внешними силами и разрешения внутренних противоречий. Диалектический закон единства и борьбы противоположностей в полной мере применим к взаимоотношениям классов в рамках единой государственной структуры. Между классами идет не только борьба. Они и необходимы друг другу до определенного периода. В рамках той или иной формации господствующий класс более или менее длительный период способен содействовать развитию производства, то есть играть прогрессивную роль. Борьба социальных низов в такие периоды выполняет как бы функцию корректора, подталкивающего верхи к возможно большему вкладу в общегосударственное дело.

В кризисные для формации эпохи господствующий класс уже не в состоянии дать обществу больше, чем он потребляет сам, и его историческое существование лишается смысла. Он теперь лишь борется за свои привилегии, стремится любой ценой их сохранить, и историческая необходимость требует, чтобы он был устранен во имя блага общества в целом.

Русская история в большой мере деформировалась внешним фактором. Татаро-монгольское нашествие растоптало не только производительные силы народов Руси, но и естественную логику событий. Освобождение от ига становится на долгое время определяющей задачей в жизни общества. В жертву этой идее необходимо было приносить интересы целых сословий, не говоря уже об отдельных личностях. Эта идея породила и чрезмерную централизацию, и неоправданную концентрацию власти в руках монарха, и привычку господствующего класса оправдывать свои злоупотребления ссылками на реальные или мнимые заслуги в прошлом или настоящем (чаще в прошлом). В XVIII веке понятия "общая польза", "государственный интерес" становятся более употребительными, чем когда бы то ни было. Но именно в этот период они выступают прикрытием своекорыстных интересов дворянства. Правда, такое прикрытие требует, по крайней мере, двух вещей: во-первых, необходимо, чтобы каждое сословие хоть что-то бы имело от "общей пользы", во-вторых, чтобы господствующий класс делал бы какие-то реальные "отчисления" в общественный фонд. Обычно таким "отчислением" являлась пожизненная служба государю и государству. Но одно дело - служба в условиях суровых испытаний, связанных с внешними угрозами, а другое дело - имитация службы, к чему дворянство все более склоняется после 1725 года. Идея "общей пользы" предполагает также хотя бы самое общее определение сущности ее для каждого конкретного периода.

Особенность Татищева как мыслителя и администратора заключалась именно в том, что он и субъективно и объективно выражал содержание идеи "общей" или "государственной" пользы для своего времени. Сама эта идея была для него не простым лозунгом, а действительным смыслом существования и сословий и отдельных лиц. Татищев был одним из немногих деятелей XVIII века, кто дал целостный взгляд на роль абсолютно всех слоев общества в деле обеспечения могущества и процветания государства и подъема уровня жизни всех его подданных.

Подчинение всего мировоззрения идее "государственной пользы" делает Татищева мыслителем, лишенным однозначно выраженных классовых позиций. Дворянским идеологом его можно считать лишь в той мере, в какой Российское государство XVIII века было дворянским, да, может быть, в силу некоторых унаследованных им традиций. Однако для дальнейшего поступательного движения дворянское государство должно было реформировать себя таким образом, чтобы открыть дорогу буржуазному развитию. Именно за это Татищев и ратует. Общественное благосостояние в конечном счете зависит от количества и качества труда, затрачиваемого подданными. Татищев не терпит никакого безделья, где бы оно ни выявлялось. Безделье - главное, что отвращает его в духовном сословии всех стран и религий. Трудиться должны все. Этого в крайнем случае можно добиться и понуждением. Но наиболее плодотворен такой труд, который вызывается собственным интересом трудящегося. Безусловное экономическое поощрение всякой сверхурочной работы - один из главных принципов Татищева, шла ли речь о службе администратора, или судьи, или же о труде крепостных крестьян и работных людей. Как сторонник и в значительной мере представитель государственного порядка Татищев никогда не пренебрегает административными мерами. Но они должны действовать все- таки лишь в том случае, если недостаточными или несостоятельными оказываются меры экономического характера. Меры, предлагавшиеся Татищевым, действительно были бы весьма благотворными для поступательного развития всего общественного организма. Они казались Татищеву вполне возможными.

Петр I выслушивал идеи Татищева с явным интересом, хотя и не спешил их воплотить в жизнь. Кое-что из похожих идей пытались осуществить верховники накануне их крушения. И вообще Татищеву трудно было уразуметь, почему же те, кто постоянно говорит о государственной пользе, не хотят принять предложений, имеющих в виду как раз общий интерес. В конечном счете ошибка Татищева заключалась в том, что он переоценивал "честность" и приверженность государству класса дворян. Татищеву казалось, что он говорит на языке, понятном для всех дворян. А дворянство в лице Сената и многих крупных администраторов не без оснований увидело в этой речи угрозу для своих привилегий и побуждение к отрабатыванию того, что давалось даром как "первому" сословию.

Трагедия Татищева заключалась в том, что было слишком мало шансов на принятие его предложений каким-либо возможным в условиях XVIII века правительством. Это не значит, конечно, что проекты Татищева вообще были утопичны. Ему, например, многое удавалось проводить в ведомствах, находившихся под его началом. В конечном счете проведение в жизнь всех его проектов не могло бы пройти более тяжело для дворянства, чем служба в петровское время или в годы бироновщины. Другие же сословия выигрывали от реализации таких проектов многократно, а это косвенно могло даже и положительно повлиять на состояние дворянских доходов. Но каким образом может оказаться у власти правительство, вдохновляемое в своих действиях соображениями государственной выгоды? Татищеву казалось, что такими соображениями должен руководствоваться прежде всего монарх. Но редкий монарх достаточно умен, чтобы понимать, в чем заключаются государственные интересы. Временщики же приходят к власти благодаря "пронырствам", и иначе при дворе, как Татищев мог неоднократно убеждаться, не бывает. Перед этим противоречием Татищев и остановился: почти все благое в России можно навязать лишь силой, через просвещенного монарха, но монархия порождает безответственных правителей - временщиков типа Меншикова, Бирона и т. п. В итоге Татищев знал, что надо было делать России, но он не знал, как можно было это сделать.

Должно подчеркнуть, что вопрос "что делать?" был поставлен Татищевым более обоснованно, чем кем бы то ни было в XVIII столетии. Предложения эти были реалистичны в том смысле, что весь необходимый для их реализации материал имелся в наличии. Если, например, идеи Радищева были явно нацелены на сравнитель-но отдаленное будущее ("Я зрю сквозь целое столетие",- писал он сам), то Татищев как бы шагал в ногу с самой историей, в ногу с теми потребностями, удовлетворение которых более всего продвигало общество вперед в данной конкретной обстановке. Поэтому даже с высоты прошедших столетий трудно посоветовать Татищеву что-то более конструктивное. В это время бессмысленным было бы и искать иного адресата: те слои, которые более всего могли бы выиграть от предлагавшихся мероприятий, еще не способны были добиваться их проведения в жизнь. Единственное, о чем можно сожалеть, - это слабое знакомство ближайших потомков с важными для них идеями. И опять-таки сожалеть. Опасность этого Татищев вполне предвидел. Поэтому он так настоятельно ставил вопрос о необходимости допущения вольных типографий: как для процветания торговли и промышленности необходимо было "увольнение" купцов и предпринимателей, так и для процветания идей необходимо было создание широкой сети независимых от казны книгопечатных заведений. Пожалуй, только одна область деятельности Татищева стала известна широкому кругу читателей сравнительно скоро: "История Российская" вышла большим по тому времени тиражом в 1200 экземпляров. За Татищевым скоро признали значение родоначальника русской исторической науки. Однако оценка этого "начала" также оказалась далеко не однозначной. На протяжении двух столетий параллельно развиваются две противоположные оценки значения этого труда: позитивная и негативная.

Первый ком неблагожелательности в адрес Татищева как историка был брошен известным немецким ученым - одним из основателей норманизма - некоторое время работавшим в России А. Шлецером (1735-1809) . Шлецер с высокомерным презрением относился ко всей русской историографии XVIII века, не исключая и Г. Миллера , который хотел бы видеть в Шлецере своего преемника в освоении богатейших архивных собраний. Татищев, по его изложению, "с 1720 г., быв еще писарем, начал уже помышлять о отечественной своей истории, занимался ею 20 лет с невероятным трудолюбием и мало-помалу составил 4 книги... состоящие из выписок из множества списков до 1462 г. Нельзя сказать, чтобы его труд был бесполезен (выключая 1 части о скифах и сарматах и др.), хотя он и совершенно был неучен, не знал ни слова по-латыни и даже не разумел ни одного из новейших языков, выключая немецкого. Окончив многотрудное свое сочинение, спешил оное напечатать; но нигде не мог исполнить своего желания: ибо по вольному своему образу мыслей навлек на себя подозрение не только в духовном, но, что еще хуже, в политическом вольнодумстве". Шлецер прав, называя причину замалчивания "Истории" Татищева, как и множества других сочинений, о существовании которых Шлецер вовсе не знал. Шлецер, конечно, вместе с теми, кто осуждает Татищева за его политическое вольнодумство: его собственные взгляды были вполне охранительными. Но место "Истории" и научная подготовленность Татищева оценены им далеко не академично. Татищев не только знал сам латынь, но и настаивал на ее широком изучении в организованных им школах. Знал он также древнегреческий. Помимо немецкого и польского языков, он был знаком с языками романской группы (у него встречаются сопоставления в написании и произношении французского и испанского языков). Знаком он был также, как говорилось выше, с тюркскими и угро-финскими языками. В конце XVIII века "История" нашла и первого умного и энергичного защитника в лице И. Н. Болтина (1735-1792) . Болтин противопоставлял Татищева Щербатову , с которым ему пришлось вести полемику. В отличие от своего оппонента, полагал Болтин, Татищев "прежде думал, соображал, поверял, справлялся, и потом уже писал". По отношению к Щербатову Болтин был, возможно, и не совсем справедлив. Но несомненно, что его собственное историческое мышление формировалось именно под влиянием Татищева. Скептическому отношению к "Истории" много содействовал Карамзин М. Н. (1766-1826) . Позднее М. Н. Тихомиров объяснил, чем был вызван скепсис Карамзина: наш первый историк не имел доступа к центральным рукописным собраниям и собирал материалы в основном на периферии. Карамзин же, напротив, работал с рукописями, находившимися в хранилищах Москвы и Петербурга. Карамзин думал, что все летописи восходят к какому-то единому оригиналу и должны давать одинаковый текст. Поскольку татищевский текст не соответствовал такому его представлению, он склонен был обвинять Татищева в вымыслах. В защиту Татищева вскоре выступили П. Бутков и М. П. Погодин . Бутков проиллюстрировал, в частности, как новые находки опровергали сомнения Карамзина: в 1817 году был найден список Судебника Ивана III , о котором имеется глухое упоминание у Татищева, затем были найдены указы о крестьянах 1597, 1601 и 1606 годов, которым Карамзин также не верил.

Решительным защитником чести первого историка выступил выдающийся историк прошлого столетия С. М. Соловьев . Он нашел совершенно несостоятельными подозрения в адрес Татищева как автора и человека и дал общую оценку его труду, которая не утеряла значения и в наше время. Значение Татищева по заключению Содовьева "соетоит именно в том, что он первый начал об- рабатыванье русской истории, как следовало начать, первый дал понятие о том, как приняться за дело, первый показал, что такое русская история, какие существуют средства для ее изучения".

Ряд ценных исследований о Татищеве вообще и его "Истории" в частности вышел в 1887-1888 годах в связи с чествованием двухсотлетия рождения Татищева. Особого внимания в этом ряду заслуживает тщательное сличение двух редакций "Истории" с летописями, проведенное И. Сениговым . Автор пришел к выводу о безусловной добросовестности Татищева как историка и высказал убеждение, что Татищев "тем больше будет возбуждать в нас удивление в своей плодотворной и замечательно разносторонней деятельности, чем пристальнее и внимательнее мы будем всматриваться и изучать как труды, так и самую личность великого первоначальника русской исторической науки".

В недавнее время спор о Татищеве как историке возобновился снова. Сокрушению Татищева посвятил две диссертации (кандидатскую и докторскую в своей важнейшей части) С. Л. Пештич . Автор прямо обвинил Татищева в "фальсификациях" в угоду своим взглядам, которые охарактеризованы как "монархические", "крепостнические" и т. п. У Пештича Татищев представлен кровожадным палачом башкирского народа, антисемитом (последнее понятие появляется лишь в конце XIX века!), вместилищем всех пороков. С некоторыми оговорками оценку С. Л. Пештича принял С. Н. Валк , который распространил ее еще и на И. Н. Болтина (обвинения в "национализме", "шовинизме", в фальсифицировании издания "Руеской правды"), В поддержку этой концепции выступили также Я. С. Лурье и Е. М. Добрушкин . Последний целую диссертацию (кандидатскую) посвятил доказательству недобросовестности Татищева в изложении двух статей: 1113 года (восстание в Киеве против ростовщиков и выселение иудеев из Руси) и 1185 года (поход Игоря Северского на половцев). Статья 1185 года в данном случае косвенно должна бросить тень и на "Слово о полку Игореве" (научный руководитель диссертанта - А. А. Зимин , выступивший недавно с концепцией о подложности "Слова о полку Игореве"). A. Л. Монгайт, еще недавно некритически использовавший любые известия "Истории" Татищева, затем круто переменил фронт и, доказывая подложность Тмутараканского камня, заодно обвинил в фальсификациях и Татищева.

Созданный названными авторами образ историка-фальсификатора, реакционера и вообще нечистоплотного человека нашел отражение также в популярной литературе (у Олжаса Сулейменова , отчасти у В. Пикуля ). Если отвлечься от предвзятости, с которой подходили к Татищеву все названные авторы, то можно отметить у них некоторые общие методологические и фактические ошибки. С. Л. Пештич, в сущности, повторил ошибку Карамзина. Он сопоставлял "Историю" Татищева с такими летописями (Лаврентьевской и Ипатьевской), которых Татищев никогда не видел. Методологическая ошибка в данном случае заключается в неверном понимании источников, лежащих в основе "Истории", в неверном понимании сущности и характера летописания. С. Л. Пештичу, да и всем другим названным авторам, летописание представлялось единой централизованной традицией вплоть до XII века, и они не ставили даже вопроса о том, в какой мере до нас дошли летописные памятники домонгольской эпохи. Между тем летописание в таком виде в условиях децентрализации было просто невозможно. Изначально сосуществовали разные летописные традиции, многие из которых погибли или же сохранились в отдельных фрагментах. Татищев же пользовался такими материалами, которые на протяжении веков сохранялись на периферии и содержали как бы неортодоксальные записи и известия.

С блестящей защитой татищевского историографического наследия выступили академики М. Н. Тихомиров и Б. А. Рыбаков . Ряд уникальных параллелей для данных Татищева обнаружил В. И. Корецкий . Появились публикации, в которых ставится проблема уже не "татищевских известий", а татищевского метода работы с источниками. Последнее весьма плодотворно. Если после работ М. Н. Тихомирова, Б. А. Рыбакова и целого ряда других советских и зарубежных ученых субъективная добросовестность историка уже не может вызывать сомнений, то вопрос о способах его работы нуждается еще в более внимательном изучении.

Не говоря уже о том, что для решения вопроса о происхождении "татищевских известий" надо хорошо представлять круг и характер возможных источников, использованных Татищевым, важно не отрывать "Историю" от других сочинений Татищева. Татищев был историком во всех своих записках. Во всех них имеются исторические справки. Многие из этих записок появились ранее "Истории" и независимо от нее. Позднее материал этих записок, конечно, использовался и при написании "Истории". Задача, следовательно, заключается в том, чтобы выяснить, какими материалами мог воспользоваться Татищев при подготовке того или иного своего проекта. А это ведет к необходимости возможно более полного выявления круга лиц, с которыми Татищев поддерживал деловые отношения. Биографией Татищева занимаются в настоящее время и у нас, и за рубежом.

Так, в ГДР в 1963 году вышла книга о Татищеве Конрада Грау . Большое исследование о жизни и деятельности Татищева опубликовано в 1971 году Симоном Бланом (Париж - Брюссель).

Из работ советских ученых можно особо отметить основанные на архивных материалах добротные статьи А. И. Юхта . Немало новых материалов добыли свердловские ученые. Но сделать в этом отношении предстоит еще очень много. Только слабой изученностью многих важных вопросов этой эпохи можно объяснить сохранение в литературе (в том числе и научной) некоторых трафаретов вроде "монархизма" и "крепостнических" убеждений Татищева. Понять "Историю" Татищева нельзя, не поняв самого Татищева и его эпохи. Но и понять Татищева трудно, не вчитываясь в его исторический труд, особенно во вводные его статьи и примечания. Татищев, как отмечалось, был историком в самом широком и ответственном смысле этого слова, - он мыслил исторически. Для него явление никогда не ограничивалось тем, чем оно виделось современникам. Он стремился понять, как явление стало именно таким. Доискивание до причин - отличительная черта всей научной и практической деятельности Татищева. Принцип историзма, свойственный Татищеву во всех его начинаниях, и повел его в конечном счете к созданию капитального труда по отечественной истории.

За более чем тридцатилетний период, естественно, менялись не только представления Татищева о той или иной эпохе, но и взгляд на историю в целом. С самого начала он задумал дать своеобразную летопись - сводку найденных в источниках сведений в хронологическом порядке. Эта форма в значительной мере сохранилась и на последних стадиях работы. Но содержание теперь уже разрывало когда-то избранную форму. Поначалу Татищеву казалось, что для познания истории достаточно найти хорошую рукопись летописи и внимательно ее прочесть. Но вот ему попалась другая рукопись, и оказалось, что обе они говорят об одних и тех же событиях весьма различно, а о многих важных действиях не упоминают вовсе. Обнаружив это, Татищев ищет наиболее полные списки. Пока еще он думает, что можно их просто соединить, исправив один другим и устранив явные противоречия. Но противоречий становится все больше, а неполнота данных ощущается тем более, чем далее проникает взгляд пытливого исследователя в глубину веков. И Татищев приходит к пониманию того, что останется недоступным еще многим поколениям историков:

"летописцы и сказители" "за страх некоторые весьма нуждные обстоятельства настоясчих времян принуждены умолчать или пременить и другим видом изобразить", а также "по страсти, любви или ненависти весьма иначей, нежели сусче делалось, описывают". Следовательно, рассказ летописца - это еще не сама истина. Нужно искать возможности проверить описанные им события по другим данным, понять, кому он сочувствовал или, напротив, на кого пытался возвести хулу. В итоге работа "историописателя" подобна труду архитектора. Историк, подобно "домовитому человеку", "к строению дома множество потребных припасов соберет и в твердом хранилище содержит, дабы, когда что потребно, мог взять и употребить". Но прежде, чем начинать строительство, необходимо распланировать, куда что определить, "а бес того строение его будет или нетвердо, нехорошо и непокойно". Точно так же и для написания истории нужен "свободный смысл, к чему наука логики много пользует". Татищев полемизирует с теми, кто считает, что для историка достаточны "довольное читание и твердая память". Но не согласен он и с теми, кто думает, будто "невозможно не во всей философии обученному истории писать". По мнению Татищева, "сколько первое скудно, столько другое избыточественно". Строитель возводит здание не из первого попавшего под руку материала. Он должен "разобрать припасы годные от негодных, гнилые от здоровых". Точно так же и "писателю истории нуждно с прилежанием разсмотреть, чтоб басен за истину и неудобных за бытиа не принять, а паче беречься предосуждения". Историк должен заботиться "о лучшем древнем писателе", то есть лучшем тексте. А для этого "наука критики знать не безнужно". Необходимо учитывать, знал ли древний автор о том, что описывал, был ли участником или современником событий, имел ли доступ к архивам, тщательно ли собирал свои материалы.

"Страсть самолюбия или самохвальство" - плохие советчики историка. Историк должен знать правду. При этом "о своем отечестве" историк "всегда более способа имеет правую написать, нежели иноземец... паче же иноязычный, которому язык великим препятствием есть". Здесь явный выпад против немецких академиков и их кумира Зигфрида Байера , который не знал славянских языков и не стремился их постигнуть, но претендовал на решение одного из важнейших вопросов русской истории - происхождения Руси. Древние авторы были пристрастны. Пристрастны и современные историки. Но это не снижает значения исторической науки. Напротив. Именно поэтому она так и важна. Об этом можно было бы и не "толковать". Но "некоторые" "не обыкли о весчах внятно и подробно разсматривать и разсуждать". Татищеву и "о бесполезности истории не без прискорбности разсуждения слыхать случалось". Поэтому он считает нелишним разъяснить, в чем именно заключается "польза истории. Татищев считает историей весь человеческий опыт - и положительный и отрицательный. Все существующее в мире - и природа и люди - имеет свою историю. "Ничто само собою и без причины или внешняго действа приключиться не может". А выяснение причины и вызванного ею действия - это уже история. Так происходит в "стихиях" и "на земли", в мире живом и неживом. Знание накапливается от поколения к поколению. Оно складывается исторически и сохраняется благодаря истории. "Кратко можно сказать, - заключает Татищев, - что вся филозофия на истории основана и оною подпираема". Особенно необходима история политическим деятелям. История помогает понять настоящее и предвидеть будущее. "Древние латины, - говорит Татищев, - короля их Януса з двема лицы изобразили, понеже о прошедшем обстоятельно знал и о будусчем из примеров мудро разсуждал". "Александр Великий книги Омеровы о войне Троянской в великом почтении имел и от них поучался". Юлий Цезарь сам оставил записки в назидание потомкам. История имеет и огромное патриотическое значение. "Европские историки" "порицают" нас тем, будто здесь не было "древних историй". Этому "некоторые наши несведущие согласуют". С другой стороны, вместо действительных историй "некоторые, не хотя в древности потрудиться и не разумея подлинного сказания,

...для потемнения истины басни сложа, ...правость сказания древних закрыли". Историк не должен приукрашивать свою историю. Однако необходимо "не токмо нам, но и всему ученому миру, что чрез нея неприятелей наших, яко польских и других, басни и сусчие лжи, к поношению наших предков вымышленные, обличатся и опровергнутся".

Не так давно М. Н. Тихомиров поражался "исторической проницательности" Татищева, в частности, тому, что его выводы о "Несторовой летописи в некоторых случаях значительно опережают свое время и даже построения историков XIX века", что "построения Татищева более близки к нашему времени, чем систематический ученый труд Шлецера". И опережал эпоху он не только в этом. Выше упомянута оценка места Татищева в историографии С. М. Соловьевым. "Заслуга Татищева, - развивал он ту же мысль, - что он начал дело, как следовало начать: собрал материалы, подверг их критике, свел летописные известия, снабдил их примечаниями географическими, этнографическими и хронологическими, указал на многие важные вопросы, послужившие темами для позднейших исследований, собрал известия древних и новых писателей о древнейшем состоянии страны, получившей после название России, - одним словом, указал путь и средства своим соотечественникам заниматься русской историей".

Татищев был родоначальником практически всех вспомогательных исторических дисциплин, которые по-настоящему стали разрабатываться лишь со второй половины XIX века, а кое в чем лишь в самое недавнее время. В высшей мере примечательно, что весь первый том его труда был посвящен анализу источников и всякого рода вспомогательным разысканиям, необходимым для решения основных вопросов. Именно наличием такого тома труд Татищева положительно отличается не только от изложения Карамзина, но даже и Соловьева. В XIX веке вообще не было работы, равной татищевской в этом отношении. Татищев начинал. Он строил величественное здание российской истории, не имея предшественников. И тем более поразительно, как много он нашел такого, что наукой было принято лишь много времени спустя. Он, например, уже заметил, что в русских летописях часто наблюдается смешение в датах из-за того, что славянский мартовский год приходилось подстраивать под византийский сентябрьский. Разницу в полгода в одних случаях выносили вперед, в других - продолжая византийский год. Весь XIX век этого не знал. Снова это открытие было повторено лишь в XX столетии. Татищев сумел понять сущность многого из того, что оказалось недоступным не только дворянской, но и буржуазной историографии. Б. А. Рыбаков эпиграфом к своему монументальному труду "Ремесло в Древней Руси" (1948) взял формулу Татищева: "Ремесла - причина городов". А ведь еще совсем недавно велись споры о том, что вызывало появление городов, и только марксизм указал на определяющую роль в этом процессе экономических причин.

И. И. Смирнов в книге о восстании Болотникова (1951) обратил внимание на то, что Татищев первым указал на правильную причину Смутного времени: крепостническое законодательство. И потребовалось более столетия, прежде чем буржуазная наука сумела приблизиться к этому выводу. Трудно даже просто перечислить то, что Татищев сделал впервые. Хотелось бы лишь отметить еще его широкий, полный уважения ко всем народам взгляд вопреки тому, что иногда пытаются ему приписать скептики. Татищев неизменно и твердо придерживался принципа равенства всех народов. Он не подвергал рационалистической критике библейскую историю возникновения народов. Однако он полемизирует с теми, кто "библию равно ковер Милитрисы употребляют и на все, что токмо хотят, натягивают". "О древности" же народов, убежден Татищев, "нет нужды искать, ибо, конечно, так стары, как все народы, и туне един пред другим старейшинством преимусчества исчет, разве един другого старее прославился или знатен стал". Идее равенства в данном случае соответствуют и естественный и божественный законы. Этой схемы не нарушают и вполне продуманные рассуждения о причинах "перемены" некоторыми народами своих языков: это тоже вполне естественный и никак не связанный с достоинством народов процесс.

Татищев, безусловно, стремился показать величие своего народа. Но это делалось не за счет других народов и не в ущерб истине. "История" Татищева дает последовательное изложение событий до 1577 года. Снабдить примечаниями исследовательского и пояснительного характера он успел три ее части, доведенные до 1238 года. Судя по фрагментам, он намеревался довести "Историю" до конца XVII столетия, а в последние годы жизни готов был приступить и к написанию истории царствования Петра I, если получит соответствующее поручение от правительства. В соответствии с представлениями и потребностями эпохи Татищев писал историю государства. Поэтому по-годно излагались основные политические события, как они отмечались и летописями или иностранными хрониками. Но в отличие от летописцев и сочинителей историй предшествовавшего времени он практически удаляет не только провиденциализм, но и всю религиозную тематику и пользуется любым случаем, чтобы остановить внимание на проблемах просвещения и экономики. Эти вопросы затрагивались им в многочисленных записках, и он постепенно вводил их в самый текст "Истории". Социальные вопросы Татищевым рассматривались главным образом в его исследованиях и подготовленных публикациях по истории русского права. Публикации "Русской Правды" и Судебника 1550 года были готовы уже к концу 30-х годов. Но немецкая Академия паук их не выпустила в свет. М. Н. Тихомиров причину этого видел в том, что Татищев "правильно оценил значение "Русской Правды" как памятника русского права, отвергну" представление о заносном, норманском, происхождении древнейших русских законов". Сам Татищев с сожалением отмечал, что кое-кто "печатать более за вред и поношение, нежели за пользу и честь, почитают".

Г. В. Плеханов в труде, посвященном истории общественной мысли в России, дал много ярких и метких характеристик отдельным русским мыслителям. У Плеханова не было многих материалов, которыми располагает современный исследователь. И тем не менее его характеристики поражают проницательностью. Это вполне относится и к Татищеву.

"По методу своего мышления, - подчеркивал он, - прошу читателя заметить: по методу мышления, а не по отдельным взглядам, Татищев является как бы главою многочисленного рода просветителей, очень долго игравшего влиятельную и плодотворную роль в нашей литературе. Если он был первым выдающимся представителем этого рода, то Чернышевский и Добролюбов были передовыми, крупными и блестящими его представителями. После них он начал быстро мельчать и клониться к упадку"

У Плеханова в данном случае проступает одна серьезная ошибка: он не учитывает того, что Чернышевский и Добролюбов являются вершиной революционно-демократической традиции, идущей от Радищева. Зато и в отношении Татищева можно снять оговорку: "по методу мышления". И по отдельным взглядам Татищев также был просветителем, хотя его иногда и пугали выводы, которые необходимо было сделать из собственных посылок. Но в этом, собственно, и заключается внутренняя противоречивость просветительства. Полстолетие спустя Радищев сделал те выводы, которые старался обойти Татищев. И это означало переход от просветительства к революционно- освободительному движению. (Плеханов Г. В. Соч., т. XXI, с. 77.)

Ссылки:

  • ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ (1686-1750)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»