Добролюбов, Николай Александрович (24 января [5 февраля] 1836 года, Нижний
Новгород - 17 ноября [29 ноября] 1861 года,Санкт-Петербург) - русский
литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный
демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим
именем не подписывался.
Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец
тайно обвенчал Мельникова-Печерского). С детства много читал, писал стихи.
Получив хорошую домашнюю подготовку, был принят сразу на последний курс
четвертого класса духовного училища. Затем учился в
Нижегородской духовной семинарии. Среди
характеристик, даваемых ему тогдашними наставниками: "Отличается тихостью,
скромностью и послушанием", "усерден к богослужению и вел себя примерно
хорошо", "отличается неутомимостью в занятиях". Осенью 1853 г. с
рекомендацией для поступления в Духовную академию Добролюбов едет в
Петербург где поступает в
Главный педагогический институт. С 17
лет в Петербурге, учился в Главном Педагогическом институте,
занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять
радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические
воззрения, что нашло отражение в его многочисленных "крамольных" сочинениях
того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих
журналах.
Умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много
ездил по Европе. Незадолго до смерти попросил нанять себе новую квартиру,
чтобы не оставлять после собственной кончины неприятный осадок в домах
своих знакомых. До самой последней минуты был в сознании. В соседней
комнате безвыходно сидел Н. Г. Чернышевский.
По воспоминаниям А. Я. Панаевой, за несколько дней до смерти Н. А.
Добролюбов произнёс: "Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать...
ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне
смерть!.. Хоть бы ещё года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать
хоть что-нибудь полезное... теперь ничего, ничего!"
Н. А. Добролюбов похоронен на Волковском кладбище.
Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью.
Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее
заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на
палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова "Современник" с
рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его
сотрудником и единомышленником был
Н. Г. Чернышевский. За один 1858
год он напечатал 75 статей и рецензий.
Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно
направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не
пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не
напечатанными при жизни.
В ряде статей проявились и философские взгляды Добролюбова. В центре его
системы - человек, являющийся последней
ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой.
Он считал равенство людей "естественным состоянием" человеческой природы
(влияние руссоизма), а угнетение - следствием ненормального устройства,
которое должно быть уничтожено. Утверждал отсутствие априорных истин и
материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из
внешнего опыта (материализм, эмпиризм), выступал за постижение материальных
начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, выступал
за разумный эгоизм.