Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Королев С.П. в школе летчиков, испытание "дипломного" самолета

В школе летчиков продолжались полеты на самолетах, и отказаться от них было выше сил Королева. Летали с Центрального аэродрома на Ходынском поле. Находясь в воздухе, самостоятельно управляя самолетом, отец, как и прежде, испытывал чувство упоения и блаженства. Правда, бывали и неприятные моменты. Так, П.В. Флеров рассказывал, как однажды во время полета отца на "Авро" внезапно заглох мотор. Отец перевел самолет в планирование, потом, по его словам, пошевелил проволочку, идущую от контакта, и мотор заработал. К счастью, все закончилось благополучно. К концу лета занятия на аэродроме завершились. Постройка дипломного самолета "СК-4" также близилась к концу. С завода самолет перевезли в недействующую церковь за Боткинской больницей, и там рабочие доводили его до кондиции. Наконец все готово. Самолет покрашен в серый цвет с красной полосой на фюзеляже и выглядит очень красиво. Для летных испытаний его вывозят на Центральный аэродром. Отец садится на переднее сидение, Д.А. Кошиц на заднее. П.В. Флеров прокручивает винт, отец запускает мотор. Самолет поднимается в воздух, набирает высоту, делает два круга над аэродромом и садится, немного повредив шасси. Несмотря на это, отец доволен. Еще бы! Он летел на самолете собственной конструкции! Сохранилась газетная вырезка, сделанная им самим, с отзывом о его самолете: "Советский инженер С.П. Королев сконструировал тип легкого двухместного самолета. Постройка опытного образца уже закончена и на нем совершено несколько опытных полетов. Новая машина показала хорошие летные качества. Предполагается установить на нем мотор советской конструкции в 100 лош. сил.". Высоко оценила "СК-4" и газета "Красная Звезда" от 24 октября 1930 г: "Свой дипломный проект - легкий двухместный самолет для дальних агитполетов - тов. Королев при поддержке Осоавиахима осуществил в 1930 г., и самолет уже совершил первые опытные полеты под управлением летчика Кошиц и самого конструктора, как раз перед началом текущего планерного слета. Самолет показал весьма хорошие летные качества". А тем временем отец и Д.А. Кошиц спешили в Коктебель на VII слет планеристов . Отцу не терпелось испытать свой новый планер в восходящих потоках крымского воздуха.

Однако судьба "СК-4" оказалась печальной. Однажды, сразу после взлета, на высоте 20-30 метров отказал мотор. Самолет, пилотируемый Д.А. Кошицем , не смог подняться, и, зацепившись о крышу ангара, упал. Высота и скорость полета были небольшими, поэтому Кошиц отделался ссадинами на лице, но самолет разбился основательно и восстановить его оказалось невозможно. Как ни странно, отец не слишком огорчился этой неудачей. Голову его уже занимали новые идеи, а "СК-4" был пройденным этапом. Наверное, поэтому он улыбается на фотографии, запечатлевшей всю компанию, включая Д.А. Кошица с кровоподтеком на щеке и двух механиков, на фоне разбитого самолета. На обороте отец даже написал шуточный стишок: "У разбитого корыта Собралася вся семья, Морда Кошица разбита, Улыбается моя". И подпись - "СП.". Эту фотографию он подарил П.В. Флерову , который не видел последнего полета "СК-4", так как попал в аварию на мотоцикле и сломал левую руку. Надпись гласила: "Славному товарищу, Пете Флерову, участнику первых прыжков и полетов, на память о совместной работе от конструктора этой несчастливой машины 20/XII31 С Королев" Так закончилась жизнь еще одной конструкции отца, о которой он много позднее писал: "Легкий двухместный самолет СК-4. Конструкция разработана и построена в 1930 г. (дипломный проект по окончании МВТУ им. Баумана). Самолет был испытан летчиком Д.А. Кошицем". Отец любил свое детище. Дома он бережно хранил деревянную модель самолета. Во время конфискации имущества после ареста отца в 1938 г . маме удалось убедить сотрудников НКВД, что это моя детская игрушка и таким образом модель была спасена. Сейчас она находится в Мемориальном музее космонавтики в Москве, а копия - в моем домашнем музее.

Ссылки:
1. КОРОЛЕВ С.П В МВТУ и ЦАГИ (1926-1931)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»