Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

V Всесоюзные планерные состязания

Источник: Королева Н.С., 2002

Состязания 1928 г. были скромнее предыдущих - привезли всего десять планеров. Руководил ими, как и в 1927 г., начальник ВВС Московского военного округа И.У. Павлов . Отец поселился в одной комнате с П.В. Флеровым . С.Н. Люшина пригласил к себе М.А. Волошин. Жили на самом берегу моря и вечерами после полетов всей гурьбой бежали купаться. Питались в частной столовой бывшего шеф-повара "Его Императорского Величества" с императорской яхты "Штандарт". Кормили там сытно и вкусно. На гору теперь ездили не на волах, а на грузовике. Наверху установили большую самолетную палатку, в которой хранили планеры. Планеристов разделили на группы по 10 человек. Отец оказался вместе со своими друзьями - Петром Флеровым и Сергеем Люшиным . Их группе предоставили два планера: учебный "КиК" конструкции А.А. Сенькова - для тренировок и "Дракон" Б.И. Черановского - для полетов с верхнего старта и обучения парению. Полет обычно продолжался полторы-три минуты, а везти планер наверх приходилось около часа. Так что за день удавалось полетать один, редко два раза. Но высота полетов была достаточно большой - около 200 м, и полеты производили на планеристов сильное впечатление. Инструктором группы, в которую был включен отец, оказался Василий Андреевич Степанченок , работавший вначале в Качинской летной школе под Севастополем , а затем в Московской планерной школе , - очень опытный летчик и инструктор, один из самых одаренных наших планеристов. Ребята были им довольны, хотя он отличался строгостью и требовал неукоснительного соблюдения дисциплины. Полеты в первый день на "КиК" оказались для всей группы неудачными. Планеристы приуныли, но возлагали надежды на "Дракон". На следующий день подул подходящий северный ветер и Степанченок опробовал этот планер, однако группу вновь посадил на "КиК" - хотел еще раз оценить летную подготовку планеристов. В один из дней ветер резко усилился. Метеостанция в Феодосии предсказывала ураган. Необходимо было срочно разобрать планеры и укрыть их в овраге. В этой сложнейшей ситуации проявились, по воспоминаниям ( С. Люшина , организа торские способности моего отца, который, работая наравне с другими, расставил всех по местам и наладил четкую и дружную эвакуацию планеров. Не разобрали и оставили в палатке только "КиК", отчасти из-за недостатка времени, отчасти - умышленно, в надежде избавиться от него и летать на "Драконе". Так и произошло. На следующее утро ураганный ветер стих и все помчались на гору. Укрытые в овраге планеры были невредимы, а на полу рухнувшей под напором ветра палатки лежала груда обломков "КиК". Целый день ушел на восстановительные работы - вновь ставили палатки, собирали планеры, приводили все в порядок. На ночь на горе оставили дежурных и на следующий день полеты возобновились. В.А. Степанченок выбрал для своей группы старт у подножия северного склона горы. Он перегнал туда "Дракон", объяснил ученикам особенности пилотирования этого планера, а потом стал вызывать их по списку для полетов. Все волновались - ведь на этом планере они еще не летали, но вскоре волнения закончились: управлять "Драконом" было явно легче, чем "КиК". Когда вся группа завершила полеты, В.А. Степанченок выбрал новый старт - на четверти склона, на следующий день еще выше - с половины склона. И вот наступил момент, которого с нетерпением ждали все, - можно было стартовать с вершины Узун-Сырта и парить над землей. Ветер этому благоприятствовал. Радостному волнению не было границ. П.В. Флеров вспоминал, что отец, которому выпало лететь раньше него, приземлившись, не преминул поделиться чувствами "первооткрывателя": "До чего же красив Узун-Сырт сверху! Ты и представить себе не можешь!". В этот день отец ощутил, что планер ему послушен, подчиняется его воле, что он может стать пилотом- парителем. Но чтобы доказать это, нужно было в течение не менее 25 минут совершить полет выше старта и сесть на точку взлета. Это было еще впереди, но казалось теперь вполне реальным. Однако на следующий день один из участников состязаний повредил "Дракон", совершив неудачную посадку на склоне. Планер требовал серьезного ремонта и полеты группы пришлось прекратить. Но все же планеристы возвращались в Москву удовлетворенными, горячо обсуждая достижения и неудачи соревнований.

Достижениями являлись два всесоюзных рекорда дальности и высоты, установленные А.Б. Юмашевым на планере "Гамаюн" конструкции М.К. Тихонравова , B.C. Вахмистрова и А.А. Дубровина . Дальность от точки взлета до места посадки по прямой составила 14 км, высота над точкой взлета - 375 м. На этих состязаниях отец окончательно утвердился в своем желании построить к следующим состязаниям собственный планер и летать на нем.

Ссылки:

  • КОРОЛЕВ С.П В МВТУ и ЦАГИ (1926-1931)
  • Королев С.П. после IV состязания планеристов
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»