СК-9 был построен Сергеем Павловичем в 1935
году, и ему была предназначена судьбой большая жизнь. Впервые он предстал
перед зрителями в Коктебеле на
XI Всесоюзном слете планеристов и налетал там 7
часов 55 минут. До этого он испытывался в полетах в районе Москвы и
совершил перелет по маршруту Москва - Харьков -Кривой Рог - Коктебель.
Летное время перелета составило 11 часов 20 минут. Летчиком
самолета-буксировщика был Орлов, механиком - Бочаров; летчиком-парителем -
Романов, а в пассажирской кабине планера находился сам Сергей
Павлович.
Из Москвы вылетели 19 сентября, в Коктебель прилетели на следующий день,
покрыв расстояние в 1600 километров (в Кривом Роге была вынужденная
посадка, так как нужно было уточнить маршрут).
Сергей Павлович в статье Планер СК-9 (Самолет
N 11 за 1935 год) так охарактеризовал назначение своего детища: двухместный
планер для дальних буксирных перелетов и полетов на дальность вдоль
грозового фронта.
Если сравнивать СК-9 с Коктебелем, то легко
заметить, что размах крыла и длина планера остались почти неизменными. Зато
вес пустого аппарата возрос до 300 килограммов, да еще нагрузка добавляла
160, и получался в итоге полетный вес почти в полтонны. Удельная нагрузка
на крыло превосходила коктебелевскую и достигала 20,8 килограмма.
СК-9 демонстрировался иностранным гостям. 26 сентября в Коктебель на XI
Всесоюзный слет планеристов прибыли представители авиационной лиги
Чехословакии. С одним из чешских гостей взлетел на планере СК-9 начальник
слета Минов. Тяжелый планер, предназначенный для полетов в штормовых
условиях грозовых облаков, свободно парил и в слабом потоке обтекания.
После посадки гость выразил свое восхищение полетом, комфортабельностью
планера и продуманностью размещения оборудования.
"Самолет" 1935 год №11
Конструктора XI слета
Тов. Королев
Тов. Антонов
Планеры XI слета
(отрывок)
Планер СК-9
Назначение: двухместный планер для дальных буксировочных перелетов и
полетов на дальность вдоль грозового фронта.
Конструкция планера - целиком деревянная. Крыло - двухлонжеронное, обшито
1-мм фанерой от низа заднего лонжерона до верха заднего лонжерона. Для
придания устойчивости фанера подкреплена стрингерами. У раз'ема крыла на
протяжении около 1,5 м наружная обшивка взята толщиною 1,5 мм. Остальная
поверхность крыла обшита полотном. Лонжероны коробчатого сечения
расположены на 10 и 50% хорды постоянно по размаху. Нервюры построены на
концах из липовых реек. В результате такси конструкции крыло получилось в
виде чрезвычайно жесткой коробки. Планер летал на скоростях до 180 км/час и
в условиях сильной болтанки, причем крыло вело себя отлично. Узлы раз'ема -
из углеродной стали, сварные с горизонтально расположенными болтами.
Крепятся узлы к лонжеронам на пистонах. Крыло разнимается на 3 части
(размах крыла 2 м). Элероны щелевые, каждый из двух частей. Конструкция
элерона - безлонжеронная. Вместо лонжерона пропущены 4 стрингера,
охваченные по носку 1-мм фанерой.
Фюзеляж - овального сечения, обшит фанерой 1 - 1,5 мм. Шпангоуты цельные,
из липы, толщиною 6 мм и шириною 20 мм. Хвостовой отсек фюзеляжа, а также
отсеки, где расположены сиденья, для придания им жесткости, зашиты изнутри
фанерой 1 мм. На внутренней обшивке кабин приклеен дерматин, образующий
внутреннюю отделку. Сиденья расположены одно за другим, причем второе место
расположено между лонжероном центроплана. Места пилотов - открытого типа,
закрываются крышками на автоматически заскакивающих пружинах. Для большей
поддержки крышки имеют запоры в виде задвижек. Задвижки соединены тросом,
проведенным к кольцу укрепленному на приборной доске. Таким образом, для
того чтобы быстро открыть крышку, достаточно дернуть кольцо, открыть
задвижки и крышка может быть легко вышиблена.
Амортизация состоит из резиновых колец, укрепленных на балке проходящей по
низу через центральную часть фюзеляжа.
В фюзеляже имеются три больших багажника. Два из них расположены по обеим
сторонам второго места в центроплане и легко доступны в полете, а третий
багажник - между сиденьями пилотов. В боковых багажниках на XI слете была
смонтирована инженером Вишневским двусторонняя радиостанция с радиусом
действия до 70-100 км. Радиостанция была испытана и отлично работала.
Управление все мягкого типа, тросовое. Характерной особенностью является
повсеместное применение шарикоподшипников, что полностью себя оправдало, а
в производственном отношении весьма незначительно усложнило и удорожило
конструкцию. Ролики всюду заменены качалками, смонтированными на
шарикоподшипниках, все шарниры рулей сделаны на шарикоподшипниках. В
результате этого управление получилось необычайно легким. Планер имеет
хорошо подобранные рули и поэтому обладает хорошей маневренностью и, по
отзыву пилотов, приятным управлением. Хвостовое оперение все
безлонжеронного типа. Всюду вместо лонжеронов пропущены 4 стрингера,
зашитые фанерой в виде одной коробки.
На буксире машина идет очень легко, давления на ручку почти нет. Несмотря
на то, что машина не была предназначена для парения в потоках обтекания,
она неоднократно парила на XI слете при слабых южных ветрах (5-7
м/сек.)
Инж. С. Королев