Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Планер "СК-9" Королева С.П.

СК-9 был построен Сергеем Павловичем в 1935 году, и ему была предназначена судьбой большая жизнь. Впервые он предстал перед зрителями в Коктебеле на XI Всесоюзном слете планеристов и налетал там 7 часов 55 минут. До этого он испытывался в полетах в районе Москвы и совершил перелет по маршруту Москва - Харьков -Кривой Рог - Коктебель. Летное время перелета составило 11 часов 20 минут. Летчиком самолета-буксировщика был Орлов, механиком - Бочаров; летчиком-парителем - Романов, а в пассажирской кабине планера находился сам Сергей Павлович.
Из Москвы вылетели 19 сентября, в Коктебель прилетели на следующий день, покрыв расстояние в 1600 километров (в Кривом Роге была вынужденная посадка, так как нужно было уточнить маршрут).
Сергей Павлович в статье Планер СК-9 (Самолет N 11 за 1935 год) так охарактеризовал назначение своего детища: двухместный планер для дальних буксирных перелетов и полетов на дальность вдоль грозового фронта.
Если сравнивать СК-9 с Коктебелем, то легко заметить, что размах крыла и длина планера остались почти неизменными. Зато вес пустого аппарата возрос до 300 килограммов, да еще нагрузка добавляла 160, и получался в итоге полетный вес почти в полтонны. Удельная нагрузка на крыло превосходила коктебелевскую и достигала 20,8 килограмма.
СК-9 демонстрировался иностранным гостям. 26 сентября в Коктебель на XI Всесоюзный слет планеристов прибыли представители авиационной лиги Чехословакии. С одним из чешских гостей взлетел на планере СК-9 начальник слета Минов. Тяжелый планер, предназначенный для полетов в штормовых условиях грозовых облаков, свободно парил и в слабом потоке обтекания. После посадки гость выразил свое восхищение полетом, комфортабельностью планера и продуманностью размещения оборудования.













"Самолет" 1935 год №11

Конструктора XI слета

Тов. Королев
Тов. Антонов

Планеры XI слета
(отрывок)

Планер СК-9

Назначение: двухместный планер для дальных буксировочных перелетов и полетов на дальность вдоль грозового фронта. 
Конструкция планера - целиком деревянная. Крыло - двухлонжеронное, обшито 1-мм фанерой от низа заднего лонжерона до верха заднего лонжерона. Для придания устойчивости фанера подкреплена стрингерами. У раз'ема крыла на протяжении около 1,5 м наружная обшивка взята толщиною 1,5 мм. Остальная поверхность крыла обшита полотном. Лонжероны коробчатого сечения расположены на 10 и 50% хорды постоянно по размаху. Нервюры построены на концах из липовых реек. В результате такси конструкции крыло получилось в виде чрезвычайно жесткой коробки. Планер летал на скоростях до 180 км/час и в условиях сильной болтанки, причем крыло вело себя отлично. Узлы раз'ема - из углеродной стали, сварные с горизонтально расположенными болтами. Крепятся узлы к лонжеронам на пистонах. Крыло разнимается на 3 части (размах крыла 2 м). Элероны щелевые, каждый из двух частей. Конструкция элерона - безлонжеронная. Вместо лонжерона пропущены 4 стрингера, охваченные по носку 1-мм фанерой. 
Фюзеляж - овального сечения, обшит фанерой 1 - 1,5 мм. Шпангоуты цельные, из липы, толщиною 6 мм и шириною 20 мм. Хвостовой отсек фюзеляжа, а также отсеки, где расположены сиденья, для придания им жесткости, зашиты изнутри фанерой 1 мм. На внутренней обшивке кабин приклеен дерматин, образующий внутреннюю отделку. Сиденья расположены одно за другим, причем второе место расположено между лонжероном центроплана. Места пилотов - открытого типа, закрываются крышками на автоматически заскакивающих пружинах. Для большей поддержки крышки имеют запоры в виде задвижек. Задвижки соединены тросом, проведенным к кольцу укрепленному на приборной доске. Таким образом, для того чтобы быстро открыть крышку, достаточно дернуть кольцо, открыть задвижки и крышка может быть легко вышиблена. 
Амортизация состоит из резиновых колец, укрепленных на балке проходящей по низу через центральную часть фюзеляжа. 
В фюзеляже имеются три больших багажника. Два из них расположены по обеим сторонам второго места в центроплане и легко доступны в полете, а третий багажник - между сиденьями пилотов. В боковых багажниках на XI слете была смонтирована инженером Вишневским двусторонняя радиостанция с радиусом действия до 70-100 км. Радиостанция была испытана и отлично работала. Управление все мягкого типа, тросовое. Характерной особенностью является повсеместное применение шарикоподшипников, что полностью себя оправдало, а в производственном отношении весьма незначительно усложнило и удорожило конструкцию. Ролики всюду заменены качалками, смонтированными на шарикоподшипниках, все шарниры рулей сделаны на шарикоподшипниках. В результате этого управление получилось необычайно легким. Планер имеет хорошо подобранные рули и поэтому обладает хорошей маневренностью и, по отзыву пилотов, приятным управлением. Хвостовое оперение все безлонжеронного типа. Всюду вместо лонжеронов пропущены 4 стрингера, зашитые фанерой в виде одной коробки. 
На буксире машина идет очень легко, давления на ручку почти нет. Несмотря на то, что машина не была предназначена для парения в потоках обтекания, она неоднократно парила на XI слете при слабых южных ветрах (5-7 м/сек.) 
Инж. С. Королев

Ссылки:
1. Первый полет ракетоплана "РП-318-1"
2. Королев С.П.: работа над созданием ракетного самолета в РНИИ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»