Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Поставки из-за границы для Гидроторфа март 1922

В марте 1922-го на Гидроторф начала наваливаться масса заказанных за границей грузов. Вот первые признаки этого "стихийного бедствия" в письме Р.Э. Классона в Наркомвнешторг от 3 марта:

"Мы получили телеграфное извещение из Берлина, что главнейшие машины для Гидроторфа, а именно 10 торфососов и 10 растирателей готовы и приняты Приемной Комиссией Русской [Торговой] Делегации. Кроме того, в пути находится несколько десятков тысяч пудов грузов, которые направляются на Ревель, Либаву и Виндаву. Ход исполнения остальных машин так же вполне благоприятен, и единственное опоздание получится с кранами, часть которых опоздает против назначенного срока. Но в ожидании прибытия этих кранов мы будем обходиться старыми кранами, чтобы не задержать начала работ. Сейчас вся задача сводится к транспорту, и в этом отношении, как мы уже писали раньше, дело обстоит очень плохо: свободных вагонов ни в Риге, ни в Ревеле не хватает, и мы принимаем все меры к тому, чтобы своими средствами отремонтировать около 200 вагонов и составить из них маршруты, т.к. надежды на своевременную подачу вагонов со стороны НКПС по-видимому мало. Только сегодня мы получили разрешение отправить агентов в Ревель и Ригу, где уже скопились грузы. К сожалению, мы получили отказ ВЧК на отправку агента в Берлин для сортировки грузов прямо на заводах с назначением на определенный адрес, и потому мы вынуждены будем разбирать все грузы в Москве и переотправлять их на места разработки торфа, что конечно сопряжено с потерей времени". Отправить агентом в Берлин предполагалось старшего техника Гидроторфа И.Р. Классона . Однако лишь 18 марта 1922 г. В.И. Ульянов-Ленин сообщил зампреду ГПУ И.С. Уншлихту о снятии запрета на заграничные командировки сына Р.Э. Классона. И последний смог уехать в Берлин лишь осенью этого года и только на учебу. Отметим, что Наркомат путей сообщения с 1921 года возглавлял, одновременно с выполнением чекистских функций, Ф.Э. Дзержинский , который, по-видимому, так и не смог (или не имел желания?) навести "железный порядок" в этой важной отрасли народного хозяйства.

Повторим фразу из письма Г.Л. Пятакова В.И. Ульянову-Ленину:

"Вся топливная промышленность находится в совершенно безвыходном положении, ибо [ее] продукция желдорогами не перевозится". В главе "Под большевиками" мы приведем и такой позорный факт, как реквизиция (читай, грабеж одного госпредприятия другим госпредприятием) железными дорогами топлива, предназначенного для МОГЭС . И все это происходило той же весной 1922-го. Здесь же, как мы видим, ведомство Ф.Э. Дзержинского подавало под перевозку грузов для Гидроторфа заведомо неисправные вагоны. Другое же ведомство Ф.Э. Дзержинского - ГПУ ставило палки в колеса, запрещая командировку старшего техника Гидроторфа И.Р. Классона в Берлин. Предоставляем будущим историкам оценить, в какой ущерб для народного хозяйства вылилась "контрреволюционная" деятельность Ф.Э. Дзержинского на обоих постах. Ведь он имел возможность направить своих бойких чекистов, просиживавших казенные галифе в многочисленных помещениях ГПУ и клепавших массу фальшивых дел о мифических заговорах, чтобы сколотить на узловых железнодорожных станциях бригады по ремонту подвижного состава. И, кроме того, проталкивать маршруты с ценными и срочными грузами из-за границы до места их назначения.

Ссылки:

  • Гидроторф - "дело государственной важности"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»