|
|||
|
Классон Р.Э.- работа в Германии
Итак, после получения высшего образования Р.Э. Классон сразу же уехал за границу, где проработал два года в технической конторе английского инженера Вильяма Линдлея во Франкфурте-на-Майне в Германии. Как вспоминал сын Иван, именно уже более опытная в жизни жена Софья Ивановна настояла на том, чтобы Роберт Эдуардович немедленно принял приглашение англичанина - дабы избежать его возможного ареста в Петербурге ("за политику"). А оказия, как было уже упомянуто, возникла в связи с тем, что В. Линдлей просил директора (ректора) Технологического института заслуженного профессора Николая Павловича Ильина рекомендовать ему одного из оканчивающих студентов, который хорошо бы знал немецкий язык. Англичанин, чья контора выполняла работы и в России, намеревался научиться русскому языку у своего молодого сотрудника. Это намерение по разным причинам реализовать не удалось. Зато одного высказывания шефа о том, что для инженера обязательно знание английского языка, было достаточным, чтобы Р.Э. Классон тогда же, во Франкфурте начал его изучать. А затем всю жизнь - следить за американскими и немецкими журналами, и самому неоднократно в них публиковаться. Правда, художественную литературу на английском он все-таки не читал. У В. Линдлея Р.Э. Классон выполнял проектные работы по водоснабжению и канализации сточных вод городов, в том числе проект насосной станции канализации для немецкого Мангейма . А в начале 1900-х пути Р.Э. Классона и бывшего его шефа еще раз пересеклись - на этот раз в Баку , где последний проектировал водоснабжение (знаменитый Самурский водопровод) и канализацию города. Их инженерное общение по поводу сложностей с очисткой от водорослей морской воды, забираемой на технологические нужды электростанций, отражено несколькими строчками в Бакинском дневнике нашего героя. Однажды во Франкфурте В. Линдлей послал Роберта - инженера, окончившего механическое отделение "практического технологического института" - проверить, правильно ли дармштадтские студенты снимают индикаторные диаграммы паровых машин. При этом последний впервые увидел, как снимаются эти самые диаграммы! Он потом рассказывал сыну Ивану, что во Франкфурте, тоже впервые, начал считать и на логарифмической линейке (очередное упущение преподавателей Петербургского технологического). В. Линдлей требовал от молодых инженеров, чтобы у них всегда при себе был карандаш - на тот случай, если бы потребовалось записать вдруг возникший вопрос или данные. И эти инженеры однажды подшутили над своим патроном при посещении бани. Когда они оказались нагишом, его вдруг спросили - а где же ваш карандаш? После чего показали изумленному шефу, что они-то все при карандашах, заложенных за уши! ФОТО (класс) 003 Р.Э. Классон и В. Линдлей Р.Э. Классон (слева) со своим бывшим шефом В. Линдлеем (в центре). Баку, 1902 г. Но задала на всю жизнь вектор инженерной деятельности Р.Э. Классона его работа ассистентом В. Линдлея на проходившей в 1891-м Международной электротехнической выставке во Франкфурте в группах VIII (электрические железные дороги и суда) и IX (электропередача Лауфен - Франкфурт) и участие в испытаниях экспонатов. Последняя электропередача могла экспонироваться на выставке лишь своим конечным элементом - тысячей ламп накаливания и трехфазным электродвигателем системы талантливого российского электротехника Михаила Осиповича Доливо-Добровольского с насосом, который перекачивал воду на высоту 9 метров, откуда она низвергалась искусственным водопадом. А начиналась временная ЛЭП (изначальная телеграфная линия) в 175 километрах от выставки на Неккарском естественном водопаде, который вращал турбину и генератор трехфазного тока. Испытание линии электропередачи напряжением 7,5-8,5 киловольт и мощностью 300 лошадиных сил (220 киловатт) показало существенные преимущества трехфазного тока перед постоянным - коэффициент полезного действия ЛЭП доходил до 75%. Действительно, девятью годами ранее была испытана линия электропередачи постоянным током Мисбах - Мюнхен протяженностью 57 километров и напряжением до 2 киловольт. Передаваемая мощность не превышала двух лошадиных сил, а КПД линии составил лишь 22%. После официальных испытаний ЛЭП Лауфен - Франкфурт эта передача испытывалась еще - с участием уже самого М.О. Доливо-Добровольского - при повышенном до 28 киловольт напряжении. При испытаниях проводилось много измерений приборами. "В рабочем порядке" была принята норма - 3-4 отсчета за пять секунд. Однако, при интернациональном составе комиссии, оказалось непросто выбрать язык для передачи показаний. Если отсчеты произносились по-немецки, а записывающий их немцем не был, то он не мог быстро понять и правильно записать двузначные числа - ведь по-немецки сначала произносятся единицы, а потом десятки. По-французски же, например, числа 17, 18, 19, 70, 80, 90 называются достаточно сложно: dix-sept (десять плюс семь), dix-huit (десять плюс восемь), dix-neuf (десять плюс девять), soixante-dix (шестьдесят плюс десять), quatre-vingts (четырежды двадцать), quatre-vinghts-dix (четырежды двадцать плюс десять). А число 98 - еще сложнее: quatre-vingts-dix-huit (четырежды двадцать плюс десять плюс восемь). Выход был найден в произнесении отсчетов по-французски, но с употреблением для 70, 80, 90 реформированных названий, принятых в Бельгии, Швейцарии или Канаде, но не во Франции: septante, octante, nonante. В 1894-м Р.Э. Классон опубликовал в журнале "Электричество" статью "По поводу официального отчета о работах испытательной комиссии при электротехнической выставке во Франкфурте в 1891 году", где давал "беглый обзор" испытаний экспонатов. Мы процитируем только один, самый важный для него, эпизод из деятельности комиссии: Отчет по IX группе "Передача силы из Лауффена во Франкфурт" представляет такой богатый материал, что разбор его потребовал бы отдельной статьи. Мы ограничимся поэтому указанием результатов, которые достигнуты были этим единственным по размерам [проектом]. При напряжении 7500-8500 вольт общий коэффициент полезного действия доходил до 75%. Результат несомненно чрезвычайно благоприятный, если принять во внимание дальность расстояния (170 километров). По мнению комиссии, передача на такое большое расстояние током высокого сравнительно напряжения (7500-8500 вольт) совершается так же легко и просто, как и передача на большие расстояния при низком напряжении, и при этом масляные изоляторы совершенно удовлетворяют своему назначению. Вопрос о том, оказывает ли емкость линии при этих условиях какое-либо осложняющее влияние на передачу энергии и нужно ли при расчетах принимать во внимание какие-либо потери в линии, кроме обусловленных нагреванием проводов (согласно закону Джоуля), на этот вопрос комиссия ответила отрицательно, по крайней мере для токов небольшой частоты (до 50 периодов в секунду). При опытах с токами очень высокого напряжения до 28000 вольт обнаружилось сильное влияние емкости линии. Но к сожалению этот в высшей степени интересный вопрос не мог быть основательно исследован вследствие препятствий со стороны правительственного телеграфного управления и вследствие краткости срока [испытаний]. В распоряжении комиссии было всего 5-6 дней между окончанием выставки и переходом динамо-машин в собственность городской станции Гейльбронна. Но и при этом напряжении (число периодов пришлось понизить до 24 в секунду) общий коэффициент полезного действия при передаче во Франкфурт 180 действительных [лошадиных] сил был около 75%. Изоляторы с одним слоем масла действовали вполне удовлетворительно, и единственный случай произошел с большим тройным изолятором, фарфоровая головка которого была пробита током при 28000 вольт, что повело за собою воспламенение столба. Вообще можно сказать, что опыты с током выше 15 000-20000 вольт указали на целый ряд интересных явлений, требующих дальнейшей разработки. Как на пример укажем на возвышение напряжения в конце первичной цепи у трансформаторов на 8-9% против начального напряжения у зажимов машины - под влиянием электростатической емкости линии. Эти и другие испытания весьма существенно пополнили научно- технический багаж нашего героя (напомним, учившегося в Технологическом институте на механическом отделении, проходившего преддипломную практику помощником машиниста паровоза и выполнившего в качестве дипломного проекта расчеты и чертежи паровоза!). И многое из этого багажа пригодилось при освоении новой техники трехфазного тока на Охтенских пороховых заводах, при проектировании, строительстве, монтаже, наладке электростанций в Петербурге, Москве (в городе и в губернии) и в Баку. Ссылки:
|