Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Добыча торфа "машинно-формовочным способом"

Здесь стоит перейти к весьма важной теме механизации добычи торфа, которая захватит Р.Э. Классона и его коллег не на один год. Вот как вспоминал об этом в 1926-м В.Д. Кирпичников :

"Необходимость механизировать торфодобывание во весь рост встала перед Робертом Эдуардовичем после первого торфяного сезона, проведенного на первой районной электрической станции на торфу - "Электропередаче"<...>

Добыча велась так называемым "машинно-формовочным способом", который всецело основывается на тяжелом труде специалистов-торфяников, вырабатывающих себе нужную для этого производства выносливость в течение долгих лет, а иногда и поколений. Наблюдая за этим производством, Р.Э. видел и неоднократно говорил, что таким способом невозможно обеспечить для станции нужное количество топлива, эксплуатация же станции маленького масштаба - дело убыточное".

Что же представлял собой этот "машинно-формовочный способ?" Рабочие-ямщики1 , стоя на ступенях откоса торфяного карьера, вырезали лопатами куски торфа и бросали их в желоб скребкового элеватора. Так как в российских торфяных залежах обычно находится много пней, то загрузка элеватора периодически сменялась их корчеванием. Рабочие топорами обрубали корни и вытаскивали пни на край карьера. Иногда всей артели приходилось тащить обтянутый веревкой большой пень. Торф, подхватываемый скребками элеватора, поднимался наверх и сбрасывался в воронку разрезающего волокна и перемешивающего его массу "пресса", из мундштука которого он выходил в виде непрерывного бруса на подкладываемые под него на роликах доски. На этих досках торф рассекали вручную ножами на отдельные кирпичи. Доски с торфом, весом по 32 килограмма, опять же вручную брали с роликов и клали на вагонетки в виде этажерок. Их рабочие-вагонщики отвозили по переносным узкоколейным путям на примыкающие к карьеру поля для сушки торфа. Здесь кирпичи расстилали, а опустевшие доски складывали на вагонетки. По мере разработки карьера элеваторная машина передвигалась по своим рельсам, а звенья узкоколейных путей тоже переносили вперед. Такая работа была крайне тяжелой. Кроме физической силы от рабочего-торфяника требовалась большая выносливость и тренировка с молодых лет. Эта профессия стала наследственной для крестьян Рязанской, Калужской и Тульской губерний. Рабочий день на элеваторных машинах обычно продолжался 12 часов. На "Электропередаче" ввели восьмичасовой рабочий день: две полусмены по четыре часа с четырехчасовым перерывом. На каждой машине работали две артели, 16 часов в сутки. При этом выработка каждой артели при восьмичасовом дне несколько уменьшилась (против двенадцатичасового). Однако производительность каждой элеваторной машины существенно выросла. До конца 1914-го торфяной сезон продолжался 70-72 дня, во время войны - 50- 60 дней, а в 1921-1922 годах - 43-44 дня. Сушку расстеленных кирпичей ускоряли рядом операций рабочие-торфушки . Подсохшие с одной стороны кирпичи они переворачивали цапками, а затем, когда они становились более прочными, из них (для улучшения обдувания воздухом) складывали "пятки", "клетки" и, до начала осенних дождей, штабели. Торфушки имели свои, отличные от торфяников, традиции и психологию. Они работали "на урок" и на хозяйских харчах, так как иначе они экономили на еде и ослабевали. Часть торфяниц работала круглый год на погрузке кирпичей из штабелей в поезда, которые по узкоколейке подвозили торф на "Электропередачу".

Поля сушки на нетронутом болоте готовили другие рабочие-канавщики : они вырубали лес и кустарник, срывали кочки, отдирали и переворачивали мох, рыли картовые и валовые канавы. Ширина полей сушки зависела от глубины торфяной залежи в карьере.

Ссылки:

  • Гидроторф - Главторфу о невозможности работы с существующим снабжнеием, 1920
  • Черновик главы "История Гидроторфа"
  • Проблема механизации добычи торфа
  • Классон борется за повышение производительности труда при добыче торфа
  • Гидроторф мог бы быть вполне прибыльным предприятием
  • Кирпичников В.Д.: Первая торфяная областная станция 1915
  • Ответ Р.Э. Классона Заводскому Комитету "Электропередачи"
  • Приложение N3 к "Общей сводке материалов для Генуэзской конференции".
  • Гидроторфу постановлением СНК придано государственное значение 30 октября
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»