|
|||
|
Гидроторфу постановлением СНК придано государственное значение 30 октября
30 октября Совнарком принял постановление, согласно которому работы по гидроторфу признавались особо срочными, как имеющие чрезвычайно важное государственное значение. При Главторфе было организовано Управление по делам Гидроторфа во главе с Ответственным Руководителем Р.Э. Классоном и его Заместителем В.Д. Кирпичниковым . Прощаясь с нашим героем после заседания Совнаркома, В.И. Ульянов-Ленин сказал, что они еще увидятся. Р.Э. Классон готовился к предстоящей беседе на общие экономические и организационные темы, считая, что ему придется, как он говорил сыну Ивану, "выступить в роли маркиза Позы". С этим литературным героем Р.Э. Классон познакомился еще студентом-технологом, наслаждаясь оперой Верди "Дон Карлос". Маркиз ди Поза, или Родриго называл себя "гражданином грядущих поколений", в разговоре с королем Филиппом II пытался побудить его к великодушию и справедливости. Либретто оперы было написано на основе трагедии Иоганна Фридриха Шиллера "Дон Карлос, инфант испанский". Встреча вскоре состоялась в Кремле, и на ней обсуждалась нелицеприятная докладная записка нашего героя "В ГОЭЛРО". Тогда же Р.Э. Классон (впервые после 1895-го) увиделся и с Н.К. Крупской . Больше он с "вождем мирового пролетариата" и "первой леди советской России" не встречался. 30-го октября газета "Правда" опубликовала статью "Человек или машина?" известного журналиста Льва Семеновича Сосновского : <...> Несколько лет видные инженеры Р.Э. Классон и В.Д. Кирпичников работают над опытами механизации добычи торфа. После ряда неудавшихся опытов в разных направлениях изобретатели остановились на гидравлическом способе получения торфа. <...> Как отнеслись к гидроторфу наши хозяйственные центры? Как к опаснейшему врагу республики, собирающемуся подорвать основы Советской власти. Враждебно. Презрительно. Недоверчиво. Равнодушно. Словом - все отравки, все виды человеческой отсталости, косности объединились против машины. Человек или машина - кто должен работать в грязном и мокром болоте над добычей торфа? "Человек!" - решительно отвечали все Главки и Центры. "Машина!" - ответит им пролетариат. Три года брали верх Главки и Центры. Но вот 27 октября, в кремлевском зале, на экране перед собравшимися коммунистами прошла кинематографическая лента, изображающая старый способ добычи торфа рязанскими мужиками и новые машины инж. Классона и Кирпичникова. Человек или машина? - запрашивался вопрос у каждого зрителя. И от рядового красноармейца до тов. Ленина, смотревшего тут же картину, все решили в пользу машины. Завтра же после просмотра картины все соприкасающиеся с делом ведомства и лица получили короткую энергичную телефонограмму т. Ленина с указанием на конкретные мероприятия, какие нужно принять немедленно же сегодня. <...> Нужно, чтобы ставка на машину была поставлена смелее, решительнее и чтобы сверху донизу вся страна прониклась этим настроением. Не "Дубинушка", а "Машинушка" должна вдохновлять нашу трудовую деятельность. Примечание. К сведению читателей: изобретатели Классон и Кирпичников ставят технику нашего торфяного дела на первое место в мире, если мы широко поставим гидроторфяное машиностроение. Примечание это вполне справедливое, и первое место в мире мы действительно могли бы сохранить и далее. В начале 1920-х В.И. Ульянов-Ленин дал директиву по раскрутке "Гидроторфа", однако после приключившихся с ним в 1922-23 годах инсультов и ранней смерти в 1924-м, а также кончины Р.Э. Классона в 1926-м "грандиозный проект" за пару лет сошел практически на нет. Эту "оптимистическую трагедию" мы и развернем далее.
Ссылки:
|