Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Концессия 1895 года и центральная станция на Раушской набережной

Как сама станция, так и система канализации тока в половине девяностых годов не могли более удовлетворять все возраставшему спросу на электрическую энергию. Желание снабжать энергией для освещения и моторов все районы Москвы заставляло изменить род тока и систему канализации. Присоединение новых абонентов требовало увеличения числа двигателей и котлов, для которых не хватало места в старом здании станции на Большой Дмитровке. Возникла мысль о постройке новой, более совершенной центральной станции, о переустройстве заново кабельной сети и о распространении ее по всей Москве. Раньше, чем произвести эту капитальную затрату, Общество взамен неопределенного и бессрочного договора выхлопотало в 1895 году концессию на снабжение гор. Москвы электрической энергией сроком на 50 лет. Получая право, на основании этой концессии, прокладывать кабели по улицам, Общество обязалось доставлять энергию каждому желающему, причем был назначен максимальный тариф - 5 коп. за гектоуатт-час для освещения и 3,5 копейки за гектоуатт-час для технических целей. Далее, заключенный с городом договор обязывал Общество отчислять в пользу города ежегодно 6% с валового дохода за энергию, отпущенную для освещения, и 3% - с валового дохода за энергию для технических целей. По истечении 50-ти лет со дня заключения договора все сооружения Общества электрического освещения в Москве должны перейти безвозмездно в собст-венность города.

На основании этой концессии Общество приступило в 1896 году к созданию совершенно нового сооружения для снабжения энергией гор. Москвы. Недостаток места и воды для конденсации заставили отказаться от мысли расширять или переустраивать старую станцию. Для новой центральной станции выбрано было место на берегу Москвы-реки и куплен участок земли между Раушской набережной и Садовнической улицей. Первоначальное оборудование станции состояло из водотрубных котлов, отапливавшихся нефтью и дававших насыщенный пар при 12 атмосферах, и 1000-сильных вертикальных паровых машин тройного расширения с конденсацией, соединенных непосредственно с генераторами трехфазного тока . Генераторы производили, как и теперь, трехфазный ток 2 100 вольт напряжения, который непосредственно поступал в питательные кабели и первичную сеть высокого напряжения. В многочисленных трансформаторах, разбросанных по городу и соединенных между собою как высоким, так и низким напряжением, ток трансформировался с 2 100 вольт на 120 вольт и при этом напряжении доставлялся абонентам.

фото Подобная система канализации дала возможность вполне экономично снабжать энергией, как для освещения, так и для моторов, громадную часть города Москвы радиусом до пяти километров. В конце 1897 года станция пошла в ход, и начался новый период деятельности предприятия.

Развитие этой единственной в Москве станции общественного пользования интересно в двух отношениях: во-первых, как рост и технический прогресс оборудования самой большой в России силовой установки, во-вторых, как характеристика распространения электричества во втором по величине городе России (рис. 1-4). Если пренебречь ничтожной мощностью немногочисленных блок-станций, можно рассматривать цифровые данные станции как статистику города Москвы, а не частного предприятия.

Фото: Общий вид Раушской станции

фото рис 2

Фото рис 3

Фото рис 4 

Развитие деятельности Общества в Москве с 1898 до 1913 года

Освещение - Москва 1907-1913 гг

Электричество для технических целей - Москва 1907-1913 гг

Трамвай - Москва 1907-1913 гг

Ссылки:

  • Развитие Московской центральной электрической станции 1907-1913
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»