|
|||
|
Электричество для технических целей - Москва 1907-1913 гг
Отпуск электрической энергии для технических целей до 1904 года играл очень малую роль в работе новой станции ( рис. 6 ). Не доходящая до фабричных районов кабельная сеть позволяла приобретать лишь моторы подъемников (лифтов) и мелких мастерских, находящихся внутри Садовых улиц. Моторные присоединения этого времени характеризуются поэтому мелкими единицами, малым числом часов работы в год и, в зависимости от этого дорогим тарифом ( рис. 5 ). С 1-го января 1903 года введен был двойной тариф, по которому абонент платил дороже за энергию, получаемую во время определенных часов наибольшей нагрузки станции. Применение этого тарифа удешевило среднюю стоимость потребляемой энергии, но в первое время мало помогло присоединению моторов. Лишь в 1905 году кабельная сеть начала проникать в фабричные районы, где все более и более ощущалась потребность в электрической энергии. Дешевизна и надежность двигателя, простота ухода и удобство передачи силы являлись в очень многих случаях достаточно убедительными доводами в пользу применения электричества. В результате с 1905 года начался быстрый прирост числа и мощности присоединенных моторов, которые с 1906 года играют уже заметную роль в общем потреблении энергии. Успокоение, наступившее после политических волнений 1905 года , и начавшийся вслед за этим экономический подъем дал богатую почву для развития промышленности и в частности применения в ней электричества. Идя навстречу этой потребности, Общество каждый год расширяло в фабричных окраинах свою кабельную сеть. Одновременно с введением дифференциального тарифа с большими скидками за продолжительность работы моторов удешевилась и стоимость электрической энергии для промышленных предприятий. Увеличившаяся (до 800 часов в 1907 году) продолжительность работы моторов оказала в свою очередь влияние на стоимость производства энергии на станциях и дала возможность все больше и больше понижать тарифы, которые в 1912 году достигли в среднем 5 коп. за киловатт-час, отпущенный для технических целей. На почве всех этих факторов началась усиленная аквизиционная деятельность Общества, для которой создан был штат агентов, посещающих все фабрики гор. Москвы и разъясняющих выгоды и удобства применения электрической энергии. Опыт уже работающих [на ней] фабрик и мастерских давал совершенно точные и неопровержимые данные о количестве потребляемой для всевозможных производств энергии. Этот богатый статистический материал, росший с каждым днем, в свою очередь сильно облегчал дальнейшую работу аквизиции. Пугавшая ранее большая, особенно при отдаленности кабеля, стоимость вводов уменьшалась сама собой по мере развития кабельной сети. Увеличение мощности отдельных установок облегчало постепенно как для Общества, так и для абонентов устройство вводов, стоимость которых падала абсолютно, и еще больше относительно (на 1 присоединенный килоуатт). Практически с 1910 года плата за устройство ввода не оказывала более задерживающего влияния на присоединение сколько-нибудь крупных новых моторов. При назначении тарифа принимались во внимание как мощность установки, так и количество энергии, отпускаемой в год на каждый установленный киловатт. Соответственно с этим тарифы понижались настолько, чтобы можно было конкурировать с неэлектрическими двигателями, работающими в аналогичных условиях. В результате средний за три года (1910-1912 гг.) годовой прирост числа присоединенных моторов превысил 40% ( рис. 3 ). Параллельно с ростом числа моторов замечается увеличение их средней мощности (с 2,5 киловатт в 1904 году до 4,5 киловатт в 1912 году), и потому общая мощность присоединенных технических установок растет значительно быстрее числа моторов, достигая 50% за последние три года. В итоге к концу 1913 г. к станции присоединено около 9 тысяч моторов, общей мощностью 44 000 киловатт или 51 000 лошад. сил. Переходя к отпуску энергии для технических целей ( рис. 6 ), необходимо прежде всего указать на еще более быстрый рост его ввиду увеличения продолжительности работы моторов за последние года. Восьмикратному увеличению мощности моторов за шесть лет (1906-1912 гг.) соответствует увеличение отдачи энергии в 15 раз. Как с течением времени изменилась роль моторной нагрузки в работе станции, можно видеть из рис. 6 , где различно заштрихованные площади изображают отдачу энергии для различных целей. Еще в 1905 г. моторная нагрузка составляла едва пятую часть всей отдачи энергии. Но начиная с этого времени интенсивный рост моторной нагрузки меняет картину, и в 1913 году она составляет уже две трети всего отпуска энергии, доходя до солидной цифры - 50 миллионов киловатт- часов. Такой большой отпуск энергии для технических целей сильно отражается на распределении в течение суток нагрузки, создавая более равномерную работу станции*. Кривые рис. 7 , относящиеся к 1900 году, когда моторная, а также и трамвайная нагрузка были ничтожны, являются типичными для осветительной станции. Кривые, изображающие суточную нагрузку в 1912 году, характеризуют уже смешанный тип станции с преобладанием, особенно летом, передачи силы. (Такой вывод достаточно спорен: если зимой 1900 г. отношение максимума нагрузки к минимуму составляло около 5, то зимой 1912-го оно было лишь несколько более 5. Другое дело, что вместо одного пика появились два, да и оба пика стали более "острыми". - Примеч. М.И. Классона ) Ссылки:
|